Её зачинщиком неожиданно выступил бургомистр берлинского района Friedrichshain-Kreuzberg Франц Шульц (Franz Schulz). 62-летний «зелёный» политик дал интервью австрийской прессе, где рассказал об интеграционных проблемах, существующих в подведомственном ему районе. Однако, в отличие от нашумевших высказываний Тило Саррацина (Thilo Sarrazin), в невежливой форме попенявшего иностранцам, особенно мусульманам, на их неготовность жить по немецким законам, Шульц высказал прямо противоположное мнение. «Почему граждане с определённой культурой и традициями не могут существовать в параллельном обществе?» – вопрошает бургомистр. Ведь, по его мнению, даже в спортивных союзах имеются собственные правила, а тот, «кто разводит кроликов, также живёт в некоем замкнутом, параллельном обществе!»
Именно поэтому, считает Шульц, необходимо позволить арабам жить в Германии по собственным законам. По сути, районный глава не только обозначил явный провал всей многолетней стратегии Федерального правительства по созданию общества «мульти-культи» (что недалеко от истины), но и объявил о капитуляции немецкой политики в сфере интеграции иностранцев.
Первым на такой афронт прореагировал коллега Шульца – бургомистр р-на Neuklln Хайнц Бушковски (Heinz Buschkowsky), известный на всю страну своей критикой мигрантов, не говорящих по-немецки и сидящих на пособии. «По сути, такое сравнение является не чем иным, как призывом к национальным группам не интегрироваться в немецкое общество», – удивляется Бушковски. Социал-демократ бесспорно знает, о чём говорит, ведь в р-не Neuklln две трети из трёхсот тысяч жителей – выходцы из других стран. (На минувшей неделе этот район вновь оказался в центре внимания всей страны. На витрине одного из местных магазинов журналисты обнаружили надпись на арабском языке: «Женщины должны надевать паранджу и подчиняться». Районные власти в бессилии только разводят руками!)
Как отмечает берлинский депутат от ХДС Курт Ванзнер (Kurt Wansner), удручающей реальностью во многих немецких городах является тот факт, что в замкнутые арабские круги политикам уже невозможно проникнуть. Похожее мнение высказывает и генеральный секретарь Немецко-Арабского общества Харальд Бок (Harald Bock). «Если кто-то из мигрантов третьего поколения не занимается ничем, кроме курения кальяна, то что-то в нашем обществе неладно», – подчёркивает Бок.
Слабые знания немецкого языка, отсутствие должного уровня образования и неприятие западных общественных реалий – вот тот стандартный «набор», который, по утверждению экспертов в области безопасности, способствует быстрой радикализации молодых мусульман, проживающих в ФРГ. По данным Федерального ведомства по охране Конституции (BfV), в Федеративной Республике насчитывается сейчас около 2900 радикальных исламистов.
Так совпало, что на этой неделе отмечали шестилетнюю годовщину трагической смерти 23-летней Хатун Сюрючю (Hatun Srs). Молодая девушка турецкого происхождения была застрелена собственным братом. Судебные органы выяснили, что решение об «убийстве чести» было принято на «семейном совете» в связи невозможностью терпеть тот «западный образ жизни», которая вела Хатун.
Интересно, что заявления Франца Шульца вызвали нешуточную обиду и среди кроликозаводчиков. Представитель берлинского отделения данного общественного союза поспешил откреститься от спорных заявлений политика: «Наше хобби мы сопровождаем многочисленными общественными мероприятиями и ни в коем случае не изолируемся от других!»
***
В очередь за паспортом?
Почти миллион жителей Федеративной Республики за минувшие восемь лет получили немецкое гражданство.
В период с 2002-го по 2009 год 967 860 человек сделали выбор в пользу гражданства ФРГ. Такие данные на этой неделе привёл госсекретарь Министерства внутренних дел Оле Шрёдер (Ole Schrder) в ответ на запрос депутатов Бундестага. Почти треть новых немецких граждан составляют бывшие обладатели турецкого паспорта – 309 346 человек. На второй позиции с большим отставанием граждане развалившейся Югославии: Сербии, Черногории и Косово – 61 936. Поменяли своё гражданство на немецкое и 29 598 россиян, а также почти 28 тысяч украинцев. На последнем месте списка из 25 наций – бывшие граждане Туниса: 7911.
Любопытно, что наибольшую активность в стремлении получить «аусвайс» проявляют жители старых федеральных земель. Например, в Северном Рейне-Вестфалии за восемь лет было выдано 291 117 новых паспортов. При этом на пять восточногерманских земель за этот период приходится всего 17 690 новых бундесбюргеров. В 2000 г., когда была произведена реформа Закона о гражданстве, немецкий паспорт получили 187 тысяч иностранцев. В последние годы эта цифра неуклонно снижалась, дойдя в 2009 г. до скромных 96 тысяч.
Комментируя данную статистику, заместитель главы парламентской фракции ХДС/ХСС Йоханнес Зингхаммер (Johannes Singhammer) отметил, что почти каждый, кто хочет интегрироваться в немецкое общество и получить паспорт гражданина страны, добивается своей цели. «Люди просто хотят стать немцами, со всеми правами, но и с обязанностями гражданина», – считает парламентарий.
Напомним, что претендовать на немецкое гражданство могут иностранцы, законно прожившие в ФРГ не менее определённого срока, имеющие работу и свободно владеющие немецким языком. Однако, несмотря на эти достаточно простые предпосылки и активную агитационную кампания, проводимую и правительством, и отдельными землями, число желающих получить немецкий паспорт всё меньше. По мнению главы «зелёных» Чема Эздемира (Cem zdemir), эта ситуация напрямую связана с невозможностью сохранения паспорта «старой родины». «Действующую практику предотвращения двойного гражданства, с учётом её непоследовательной реализации, давно нужно засунуть в нафталиновый сундук», – возмущается лидер «зелёных». Действительно, по последним данным, благодаря различным законодательным уловкам почти 50% новых бюргеров могут также оставаться гражданами другой страны. Кстати, за официальную практику двойного гражданства выступает сейчас и министр юстиции Сабине Лёйтхойссер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger). Однако блок ХДС/ХСС категорически против данного предложения.