Российские партнеры ВР вот-вот объявят о своем намерении сорвать планы британского гиганта по созданию неоднозначного альянса с нефтяной компанией «Роснефть», которую контролирует Кремль.
На заседании правления ТНК-ВР, которое состоится сегодня в Париже, российские олигархи официально заявят о намерении воспользоваться своим правом на создание такого альянса вместо ВР.
Это представление, которое будет поставлено на голосование правления ТНК-ВР на внеочередном заседании в конце следующей недели, наносит удар по главному автору сделки с «Роснефтью» руководителю ВР Бобу Дадли (Bob Dudley).
В рамках предлагаемой сделки, о которой Дадли объявил в январе, ВР и «Роснефть» договорились о проведении разведки на обширных просторах российской Арктики, а также об укреплении нового совместного предприятия путем беспрецедентного обмена акциями на сумму 18 миллиардов долларов. Две компании также заявили, что в рамках этого соглашения они будут совместно осуществлять проекты за пределами России.
Консорциум из четырех олигархов AAR, которому принадлежит половина совместного предприятия ТНК-ВР, добился в суде предписания в адрес ВР о запрете на создание альянса путем обмена акциями. Консорциум утверждает, что ВР нарушила действующее между ними акционерное соглашение. Согласно его условиям, ВР может использовать новые возможности в сфере бизнеса в России самостоятельно лишь в том случае, если ТНК-ВР, получив право первого выбора, откажется от него.
ВР заявляет, что уведомила ТНК-ВР об этой сделке. А в последние дни она начала говорить, что предложит ТНК-ВР долевое участие в совместном предприятии с «Роснефтью». Если не удастся решить этот спор во внесудебном порядке, стороны начнут 7 марта в Лондоне процесс арбитража.
ВР недавно предоставила AAR дополнительные подробности о предполагаемом союзе с «Роснефтью», а также дала консорциуму доступ к своей базе конфиденциальной информации. Изучив это предложение, временно исполняющий обязанности председателя правления ТНК-ВР Михаил Фридман, являющийся самым крупным акционером в AAR, а также его заместитель Максим Барский официально сообщат сегодня правлению, что в интересах совместного предприятия держать курс на заключение сделки с «Роснефтью». Они будут добиваться полноправного участия в этом альянсе, который, по их мнению, чрезвычайно привлекателен. Пока неясно, захочет ли ТНК-ВР обмениваться акциями с «Роснефтью», но ВР вряд ли захочет продвигаться вперед, если ТНК-ВР станет основной силой в соглашении о разведке с этой компанией.
Не исключено, что голоса во время заседания правления распределятся поровну. Дело в том, что у ВР в составе правления совместного предприятия четыре представителя, и у AAR тоже четыре.
Дадли был главой ТНК-ВР, пока в результате другого спора с консорциумом AAR его не вытеснили из России. Он заявляет, что ТНК-ВР это неподходящий партнер для «Роснефти».
На долю англо-российской совместной компании приходится четверть общего объема добычи ВР. ТНК-ВР не обладает опытом проведения буровых работ в трудных и отдаленных районах, таких как Арктика, говорит Дадли. Но AAR хочет, чтобы ВР направляла свои ресурсы, знания и опыт морского бурения через ТНК-ВР, помогая этому совместному предприятию развиваться и превращаться в самостоятельную крупную нефтяную компанию международного масштаба. Консорциум AAR опасается, что его выдавят из России, если ВР поможет своими ресурсами его конкуренту «Роснефти».
В ближайшем будущем урегулирования спора ожидать не приходится, но и тянуться месяцами он тоже не может (как было в 2008 году). На Дадли оказывается огромное давление, чтобы он снова поставил ВР на рельсы развития после прошлогоднего разлива нефти в Мексиканском заливе. Сделкой с «Роснефтью» он попытался трансформировать компанию, поставив в центре роста ВР Россию.
Спор этот также ставит в неловкое положение Кремль, который нуждается в зарубежных знаниях и технологиях для разработки недоступных пока нефтяных и газовых месторождений России.