Среди соглашений, подписанных в среду, 16 февраля в Риме между Италией и Россией, есть одно, которое радикально меняет способы и стоимость материально-технического обеспечения итальянского контингента в Афганистане. Этот двусторонний договор вписывается в более широкую программу сотрудничества НАТО-Россия в афганском кризисе. Решение Москвы позволить переброску военно-технических материалов и солдат НАТО, направляющихся в Афганистан через российскую территорию, восходит к 2008 году, но свое конкретное выражение оно нашло только в последний год вслед за растущей заинтересованностью России в стабилизации страны, которая, помимо исламской угрозы, удерживает мировой рекорд по производству героина и гашиша.
Об итальянско-российском соглашении было объявлено в коммюнике Министерства обороны, в котором говорится, что «итальянский министр обороны Иньяцио Ла Русса и российский министр иностранных дел Сергей Лавров подписали двусторонний договор по воздушной переброске военных материалов и военного персонала в Афганистан, аналогичный тому, что был заключен в Сочи з декабря прошлого года во время седьмой межправительственной встречи Италия-Россия в отношении переброски железнодорожным транспортом». До сих пор снабжение и переброска войск в Герат и Кабул, где на настоящий момент действуют 4200 итальянских военных, осуществлялась через Ближний Восток. Наиболее тяжелая техника переправлялась на кораблях в Пакистан, откуда на гражданских средствах передвижения пересекала границу с Афганистаном. Этот путь - очень длинный, к тому же подверженный на последнем участке атакам талебанов.
Военные машины, вертолеты и боеприпасы достигают Герата на военно-транспортных самолетах С-130 или на борту гораздо более вместительных самолетов Антонов, взятых внаем у Украины по цене в среднем полмиллиона за полет. Военные, которые каждые шесть месяцев сменяются в Афганистане, перебрасываются на гражданских самолетах, взятых внаем Министерством обороны. Только в редких случаях самолеты приземляются в Герате, а чаще всего в Альбатине, на военной базе Объединенных Арабских Эмиратов, недалеко от Абу-Даби. Потом персонал ожидает несколько часов посадки на самолеты С-130J Аэронавтики, которые здесь специально базируются. И в этом случае стоимость очень высока. 26 миллионов евро было затрачено в 2010 году на обслуживание самолетов С-130 (необходимых также для эвакуации из Афганистана раненых и погибших) и на обеспечение примерно 120 военных из Аэронавтики, базирующихся в Абу-Даби, которые составляют Task Force Air, подразделение, известное с 2002 года под разными названиями и представляющее собой промежуточную базу для миссий в Ираке и Афганистане.
Договор с Москвой позволит осуществлять переброску военных материалов, которые сегодня доставляются морем, через «северный коридор» по железной дороге, которая пересекает Словению, Хорватию, Венгрию, Украину, Российскую Федерацию, Казахстан, Узбекистан и Туркмению, причем до итальянских баз на западе Афганистана остаются немногие десятки километров. Подписание соглашения о железнодорожных перевозках позволит уже в марте организовать первый экспериментальный железнодорожный конвой военных материалов в Афганистан, что позволит значительно сэкономить расходы по сравнению с затратами на переброску по морю в Пакистан. Точные цифры не назывались. Но речь идет о нескольких миллионах евро за каждый груовой конвой. Чтобы прикинуть размер сэкономленных средств, достаточно сказать, что в 2005 году грузовое судно, нанятое Министерством обороны, чтобы достигнуть порта в Кувейте-Сити (базы военных материалов военного контингента в Ираке), стоило примеро 6 миллионов евро, тогда как сегодня железнодорожный конвой НАТО, который идет через территорию России и бывшие советские республики, стоит примерно 1,5 миллиона.
Оружие, боеприпасы и итальянские военные будут по-прежнему перебрасываться в Афганистан по воздуху, но этот путь будет более коротким при использовании российского воздушного пространства. Договор позволит применять гражданские рейсы. Самолеты смогут во многих случаях осуществлять перелет из Италии в Герат без посадки, позволив таким образом сэкономить на размещении военных грузовых самолетов С-130 на промежуточных базах, потому что смешанная эскадрилья, состоящая из военно-транспортных самолетов С-130J и С-27J уже располагается на афганской базе в Герате. Итальянско-российское соглашение должно в короткий срок позволить закрыть базу в Объединенных Арабских Эмиратах, которая даже и без учета ее стоимости никогда не нравилась военным из контингента, действующегося в Афганистане и Ираке. Достаточно сказать, что персонал в Абу-Даби живет в пятизвездочных отелях, оплачиваемых Министерством обороны, работает в аэропорту, служащих могут навещать их близкие, при этом они получают те же командировочные, что и солдаты на передовой в Гулистане или в Бала Мургаде или инструкторы, все еще находящиеся в Багдаде. Сумма составляет от 141 до 173 евро в день в зависимости от ранга.