Москва — Помощница российского судьи, на этой неделе выступившая с публичными заявлениями о том, что судебный процесс над нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским был фальсифицирован, заявила, что опасается преследований своей семьи со стороны властей.
Наталья Васильева в пятницу, в своем интервью зарубежным журналистам – первом после появления в понедельник ее разоблачительных заявлений на двух российских вебсайтах – заявила, что на этой неделе к родственникам ее мужа приходили люди, не пожелавшие представиться, и расспрашивали о ее местопребывании.
«Я встревожена, но пока живу дома», - сказала она во время интервью, которое проходило в московском офисе некоммерческой организации, консультирующей ее по юридическим вопросам.
Милиция отрицает, что в отношении Васильевой начато расследование, и отвергает ее заявления об оказании на нее давления, называя их рекламным ходом.
Сама Васильева заявила, что удивлена бурей, которую подняли ее разоблачения.
«Я не ожидала того, что сейчас происходит, - говорит она, подчеркивая, что планы предать информацию огласке она не обсуждала заранее с семьей или друзьями. – Думала, что будет небольшая заметка в новостях, которая будет воспринята спокойно».
Внимания официальной общественности заявления Натальи не привлекли, если не считать прямого опровержения со стороны представителей суда. Однако в российском интернете и в оппозиционных средствах информации она стала героиней. Поэма, воспевающая ее мужество, в исполнении популярного актера, стала хитом на видеосайтах.
Помощница и пресс-секретарь судьи по делу Ходорковского, Наталья Васильева заявила, что официальные лица Мосгорсуда отвергли вердикт, написанный председателем суда, Виктором Данилкиным, и продиктовали ему другой вариант. По ее словам, судья Данилкин находился «полностью под контролем» в ходе всего судебного процесса, продолжавшегося в течение двух лет.
Ходорковский и его деловой партнер, Платон Лебедев, были осуждены за мошенничество и отмывание денег. Каждый из них приговорен к 13 с половиной годам тюрьмы. Некогда самый богатый человек России, владелец нефтяного гиганта ОАО «Юкос» Ходорковский в своих политических амбициях пошел против Кремля и в 2003 году оказался за решеткой.
Власти отрицают политическую мотивацию этого судебного процесса; однако несколько зарубежных судов при разбирательстве связанных с Юкосом делах пришли к противоположным заключениям.
Адвокаты говорят, что неясно, удастся ли использовать разоблачительные показания Васильевой при апелляции, которая уже подана в опротестование приговора. По словам Васильевой, ни прокуратура, ни защита с ней не контактировали.
Васильева заявила, что не располагает сведениями из первых рук о том, как был написан приговор или о давлении, которое оказывалось на судью; но она могла наблюдать признаки всего этого в своей повседневной работе в суде. «Все это знают, но никто об этом не говорит», - заявила она.
Через представительницу суда сам судья Данилкин отозвался о ее откровениях как о «клевете».
Васильева утверждает, что она не общалась с судьей после того, как предупредила его утром того дня, когда было опубликовано интервью, о своей беседе с журналистами.
По образованию Васильева – военный повар; она говорит, что собиралась учиться и надеялась в конце концов стать судьей – типичная карьера судебных помощников. Однако, по ее словам, «давление», которому на ее глазах подвергался судья Данилкин, лишило ее всех иллюзий.
Ее откровения породили различные теории заговоров, однако она отрицает всякие скрытые мотивы. «Мне хотелось, чтобы люди знали правду. Невозможно быть судьей и лгать, - говорит она. – Я хотела защитить доброе имя Виктора Николаевича Данилкина».