Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поступь Тигра-2: следы, оставленные в 2010 году

Часть вторая

Закат ОБСЕ picture
Закат ОБСЕ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Год Тигра прошагал по планете тяжелой поступью природных катаклизмов, не оправдавшихся надежд, безрезультатности предпринимаемых усилий, усиления трений и противоречий между ведущими игроками и запоминающихся скандалов. Год ушел – проблемы остались. По силам ли они окажутся пришедшему Кролику?

Скандальное Зазеркалье

Но самой примечательной чертой этого года являлись многочисленные скандалы, как говорится, по поводу и без повода. И скандалы весьма примечательные. В первой половине года доминировали в основном поиски виноватых в случившемся кризисе, среди которых фигурировали и экономисты, и финансисты, и трейдеры. Но больше всего досталось рейтинговым агентствам, которые, как выяснилось, не только неправильно прогнозировали риски, но и были замешаны в «двойных играх», действуя в ряде случаев против собственных прогнозов. Это дало повод поговорить об ужесточении регулирования их деятельности, но серьезных перемен в этом плане не последовало. Изменения пришли с другой стороны. Не доверяя больше ведущим рейтинговым агентствам (Moody's, Standard & Poor's и Fitch), которые, как это ни странно, все сплошь являются американскими, европейцы и Китай озаботились созданием собственных рейтинговых агентств. И китайское рейтинговое агентство, чуть ли не сразу после своего создания, преподнесло достаточно скандальный сюрприз: долговые
обязательства США им были оценены по степени надежности ниже, чем китайские.

В течение всего года шли напряженные переговоры о сокращении стратегических вооружений между США и Россией. К концу года этот процесс решился вроде положительно: Сенат США ратифицировал договор 29 декабря, сейчас очередь за российской Госдумой. Но, видимо, сложность переговоров по этой проблеме и вызвала один из самых грандиозных шпионских скандалов последнего десятилетия: в США были выявлены с десяток российских агентов и довольно быстро и мирно обменены на четырех россиян, отсиживавших в России срок за шпионаж. Похоже, что подобными средствами оттачивалась точность формулировок, устраивающая обе стороны, в заключаемом договоре. К концу года этот скандал получил продолжение, но уже в Великобритании, где была арестована по подозрению в шпионаже помощница депутата британского парламента Екатерина Затуливетер. Британские СМИ, со ссылкой на британскую военную разведку МИ5, даже утверждают, что она является одним из звеньев широкой сети до двух десятков российских разведчиц, организованной главной фигуранткой американского скандала Анной Чапман во время ее пребывания в Англии. Но этот скандал уже связан не с проблемами разоружения, а, скорее, с проблемами спорта, так как разгорелся он непосредственно после того, как Британия проиграла России право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, хотя и была уверена в обратном исходе голосования. Так что в 2010 году уже не только политика, но и спорт не могли обходиться без шпионских скандалов. Что будет дальше?

Без скандала не обошлось и такое респектабельное вроде бы даже околонаучное мероприятие, как присуждение Нобелевской премии мира. Дело в том, что она была присуждена китайскому диссиденту Лю Сяобо, который находится в тюрьме. Китай, естественно, выразил бурный протест против вмешательства в свои внутренние дела после такого неприкрытого выпада в адрес его правоохранительной системы. Прямо Китай поддержали представители 19 стран, не явившиеся на церемонию награждения. Косвенно же, по сообщению МИД КНР, «более 100 стран и международных организаций четко поддерживают позицию Китая, выступающего против присуждения Нобелевской премии мира преступнику, отбывающему тюремное заключение». Но это дало повод Китаю перейти в ответное наступление. Он учредил собственную премию мира, названную в честь древнего китайского философа Конфуция, церемония вручения которой состоялась практически в то же самое время, что и Нобелевской. Выбор лауреата также был политически прямо противоположным: был награжден тайваньский политик Лень Чань, много сделавший для сближения Китая и Тайваня. Так что в 2010 году появились не только альтернативные рейтинговые агентства, но и альтернативная премия мира.

Ну и, конечно же, скандал года, связанный с публикациями Wikileaks. О вопросах, возникающих в связи с этим скандалом, «ЭО» уже писал в прошлом номере (см. статью «Гласность по-американски»). Тем не менее, в этом скандале чем дальше, тем больше проявляется еще одна немаловажная ипостась – поляризация власти и общества по отношению к правомерности подобных публикаций. Политики многих стран мира выразили свое осуждение факта публикаций (правда, здесь показательно, что лидер кубинской революции Фидель Кастро считает Джулиана Ассанджа героем). Власти Швеции возбудили против Ассанджа уголовное дело по факту сексуальных домогательств (как выяснилось, одна дамочка, спокойно прожившая с Ассанджем неделю, обвиняет его в повреждении презерватива), а власти Великобритании его арестовали. Ряд известных компаний отказались обслуживать электронные счета Wikileaks. Но, с другой стороны, на эти компании обрушился ряд хакерских атак со стороны защитников Ассанджа. Многие публичные деятели высказывались в его защиту, а многочисленные сторонники шлют и шлют добровольные пожертвования на счета Wikileaks. На конец 2010 года поступило более одного миллиона евро. Видимо, обществу очень импонирует правда о дипломатических махинациях. И ощущение дежавю присутствует: одним из первых шагов правительства большевиков на дипломатической арене была публикация секретных договоров царского правительства, что обеспечило ему значительную политическую поддержку левых сил во всем мире. Не разыгрывает ли кто-то и сейчас подобную карту, и как далеко это может зайти? Но это уже сюжет 2011 года.


Год Тигра – для тигров

Ну и, конечно же, год Тигра оказался вполне благоприятным для тигров. В ноябре в Санкт-Петербурге прошел саммит тех стран, где тигры еще не перевелись, на котором было принято решение направить в течение ближайших пяти лет 330,8 млн. долл. на сохранение популяции тигров. Ожидается, что это позволит удвоить их число в дикой природе к 2022 году. Но 2010 год благоприятствовал не только диким тиграм, но и так называемым «азиатским тиграм» – наиболее динамично развивающимся экономикам Азии. Эти страны, пользуясь сохраняющимся спросом со стороны «Китайского дракона», в целом вышли на докризисные показатели экономического роста и сохраняют неплохие темпы развития. Не надо забывать и о том, что одним из национальных символов Узбекистана является медресе Шер-Дор, и год Тигра также был в целом благоприятен для республики, экономика которой продолжала развиваться достаточно уверенными темпами. В стране улучшается экология, в последнее время в Ташкенте скачут по деревьям белки, появляются длиннохвостые индийские попугаи
и не так давно вновь вернулся после долгих десятилетий отсутствия яркий представитель семейства кошачьих – каракал. Возможно, что вскоре встанет вопрос и о восстановлении популяции туркестанского тигра на территории нашей страны. Из государств, связанных с семейством кошачьих, пожалуй, лишь у британского льва дела не особо спорились в 2010 году – проблемы в экономике сохраняются, социальное напряжение растет, а право проведения Чемпионата мира по футболу ушло к другой стране.


В год Кролика


Тем не менее, в 2010 году накопилось достаточно много экономических, политических и общественных проблем, которые так и не были решены, а перешли «по наследству» в наступивший год Кролика. Поэтому 2011 год обещает быть не менее сложным и напряженным, чем год ушедший. Все также остро будут стоять вопросы сглаживания глобальных диспропорций и поиска наиболее оптимальных платформ консолидации усилий мирового сообщества для решения глобальных проблем. Климатические проблемы с наступлением нового года никуда не исчезнут, и в отсутствии возможностей устранения их причин будут стоять задачи предотвращения и минимизации негативных результатов их последствий – климатических аномалий и природных катаклизмов.

США будут стоять перед дилеммой: стимулировать экономический рост или бороться с бюджетным дефицитом. Европа будет сталкиваться с необходимостью спасения стран от суверенных дефолтов, необходимостью экономить и с социальными протестами населения. Китай будет бороться с «горячими» деньгами и международным давлением по либерализации курса юаня, опасаться снижения спроса развитых экономик и падения курса доллара и евро. Развивающиеся страны Азии будут с надеждой смотреть на Китай: удастся ли ему поддерживать достигнутые темпы роста. А страны СНГ будут все также зависеть от конъюнктуры рынков сырьевых ресурсов, возлагая надежды на их стабильный рост и пытаясь осуществлять модернизационные проекты.

Между тем, конъюнктура мировых рынков будет продолжать оставаться неустойчивой. Главной интригой будет курс доллара относительно других основных валют. Сырьевые рынки будут подниматься при положительных сигналах восстановления мировой экономики и падать при обострении проблем в какой-либо из ведущих экономик мира. Особое внимание будет привлекать ситуация, складывающаяся на рынках продовольствия, как социально наиболее чувствительных. Спекулянты не останутся в стороне при столь неустойчивой конъюнктуре и в своем стремлении, по крайней мере, сохранить, а то и приумножить свои капиталы только усилят ее неустойчивость.

В общем, год для Кролика выдастся сложным. Но Кролик – существо доброе и пушистое, и он постарается сделать все, чтобы все эти многочисленные проблемы получили свое положительное решение. И ему это удастся, что станет очевидным во второй половине года, когда, будем надеяться, мир начнет осязаемо выходить из полосы турбулентности кризиса.

Вот только, конечно, говорить о региональной привязке этой организации сложно: одна страна – на стыке Азии и Европы, две страны – в Азии, одна – в Южной Америке и одна – в Африке. Эти страны объединяет то, что они более-менее безболезненно преодолели кризис и у них достаточно высокие темпы посткризисного экономического роста, что, кстати, способствует росту значимости их экономик друг для друга на фоне сохраняющихся проблем и низкого спроса в развитых странах. Видимо, можно сказать, что пришло время для более тесной интеграции этих государств, как, в принципе, и предполагают экономические построения.

Но при этом интерес Китая к сотрудничеству в рамках БРИК, судя по публикациям китайских СМИ, растет, можно сказать, на глазах. В то же время внимание, уделяемое ШОС, в лучшем случае остается на нейтрально-спокойном уровне, если не падает. Впрочем, оно и понятно. Особого продвижения сотрудничества в формате ШОС в 2010 году не наблюдалась, хотя экономические связи Китая со странами ШОС на двусторонней основе развивались весьма бурно. Видимо, имеет смысл предположить, что ШОС останется у все растущего и растущего Китая рабочим форматом регионального плана. А БРИК (или как ее еще будут называть в будущем) станет глобальным форматом развивающихся стран со своим естественным лидером, что на фоне сомнений в G20 весьма логично.

Саммит на грани скандала

На грани скандала чуть было не оказалось еще одно крупное, но трудно сказать насколько важное, международное мероприятие, ожидание которого тянулось более 10 лет, – саммит ОБСЕ в Астане. До этого последний саммит этой организации проходил в 1999 году в Стамбуле. Достаточно мучительными были процесс созыва этого саммита и предшествующая ему процедура предоставления председательства в ОБСЕ Казахстану: западные участники организации все задавались вопросом – достойна ли этакой чести азиатская постсоветская страна. Интересно было наблюдать и за ходом саммита – как конфликтовали позиции и разбегались участники саммита до его завершения, как в течение долгих часов не было понятно, будет ли принята хотя бы итоговая декларация. Последняя все же была принята, что и спасло саммит от скандального провала. Но декларация лишь ограничивается подтверждением целей и ценностей ОБСЕ, которые были сформулированы ранее, так как саммит не смог принять никаких конкретных решений по актуальным вопросам.

Нынешняя ОБСЕ возникла 35 лет назад тогда еще под аббревиатурой СБСЕ, и смысл ее заключался в законодательном закреплении послевоенного статус-кво в Европе и согласовании баланса интересов двух сверхдержав. Одной из сверхдержав уже нет, появилось множество новых государств (сегодня в ОБСЕ входят 56 стран мира), и послевоенные границы уже перекроены. При этом до сих пор остается без изменений устав этой организации, принятый 35 лет назад. По сути, ОБСЕ, как реликт «холодной войны», уже изжила себя и занимается в основном тем, что контролирует «чистоту демократичности» выборов.Да и эти ее действия зачастую ведут к международным скандалам, так как нередко используются одной группой стран для политического «выкручивания рук» другой группе. Конечно, вечно так продолжаться не может.


Как писала итальянская газета L'Occidentale, «ОБСЕ – это бесполезная и дорогостоящая говорильня, которая обходится нам в 150 миллионов евро в год… Только что прошедшая встреча в Астане в начале декабря 2010 года со всей определенностью доказала, что эта организация никому не нужна». Так что саммит в Астане вполне может войти в историю, как начало конца ОБСЕ.