Заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев отвечает на этой неделе на ваши вопросы.
В первой части он расскажет об изменениях в газовом ценообразовании, о том, насколько надежна его компания для стран-членов ЕС, а также о реакции Газпрома на бурный рост добычи сланцевого газа.
Ценообразование на газ
Будем ли мы и дальше наблюдать в долгосрочных контрактах отход от формулы ценообразования в привязке к нефтяных ценам в сторону формулы со ссылкой на спотовые цены?
Адам Таунсенд (Adam Townsend)
В основе своей привязка к нефтяным ценам обеспечивает оптимальный баланс между добывающими компаниями и оптовыми покупателями природного газа. Было несколько периодов в недавнем прошлом, когда спот оказывался дороже, чем цена, привязанная к нефти, и тогда мы получали краткосрочную прибыль.
Во время недавнего похолодания в Европе покупатели могли серьезно пострадать, если бы приобретали значительные объемы по спотовой цене – что само по себе весьма сложно из-за нехватки оборотных средств и существующих мощностей инфраструктуры.
Хотя в настоящее время мы видим небольшую разницу между спотовыми и привязанными к нефти ценами, мы полагаем, что это весьма непродолжительное явление. Мы верим, что промышленный спрос наберет в 2012-2013 году обороты, что в свою очередь поднимет и цены.
Международные газовые споры
Надежный ли «Газпром» партнер для стран-членов ЕС? Насколько мы можем быть уверены в том, что кризис, подобный имевшему место между Украиной и Россией, не произойдет в будущем снова?
Марцин Гаведа (Marcin Gawęda), Onet Biznes
У Газпрома длящиеся десятилетиями отношения со компаниями стран-членов ЕС, которым он бесперебойно поставляет достаточные объемы природного газа. Мы более сорока лет без остановок поставляем газ нашим европейским потребителям. Во время спора с Украиной проблема заключалась в невыполнении Украиной ее контрактных обязательств как страны-транзитера. Это был кризис транзита, а не кризис поставок.
России и Европе надо активно работать над диверсификацией маршрутов поставок, чтобы снизить те опасности, которые создает политическое вмешательство в транзитных странах, а также стихийные бедствия и террористические атаки. Такие проекты как Северный Поток и Южный Поток помогут нам обеспечить все потребности наших европейских потребителей.
Автомобили на газе
Какой объем природного газа можно будет использовать для автомобилей в Европе, скажем, в 2020 году? Вы планируете создавать газозаправочные станции под маркой Газпрома?
Евгений Уткин, Quotidiano Energia
На рынке существует большой потенциал для автомашин, работающих на сжатом или сжиженном природном газе. Мы приветствуем международные усилия, подобные проекту «Голубой коридор» в Европе, который призван помочь перевести транспортные перевозки на сжатый природный газ.
Мы обладаем значительным опытом, который позволит нам прийти на этот рынок. Понятно, что мы одна из ведущих в мире энергетических компаний, занимающихся природным газом. У нас также есть богатое наследие в области нефтехимии, и успешно работающая розничная сеть бензоколонок под маркой «Газпромнефти», которые являются неотъемлемой частью коммерческой деятельности этой компании.
Но в данный момент основной вопрос это вопрос рентабельности, или доходности капиталовложений. Мы постоянно анализируем инвестиционные возможности в этой области, но пока не готовы вкладывать в нее финансовые и операционные ресурсы.
Технологии добычи нового поколения
Технологии позволяют разрабатывать огромные газовые запасы, такие, например, как сланцевый газ, по всему миру. Как это влияет на «Газпром»?
Хосе Луис Суреда (Jose Luis Sureda)
Газпром находится на переднем крае усилий по разработке доступных альтернативных источников российского газа в дополнение к значительным традиционным запасам.
Став первой в России компанией по добыче метана из угольных пластов, Газпром также стал первым учитывать эти резервы в своем балансе.
Что касается сланцевого газа, то было бы глупо считать, что он не оказал кратковременного воздействия на мировую газодобычу. Но мы полагаем, что пройдет какое-то время, и возникнет ясность относительно стратегического эффекта. Мы остаемся в роли заинтересованного наблюдателя, следящего за развитием событий.
Сланцевый газ
Россия доминирующий в мире поставщик газа, и она также обладает огромным потенциалом по добыче сланцевого газа. Наверное, оптимальное долгосрочное решение для Газпрома в том, чтобы заняться сланцевыми запасами, вместо того, чтобы вести против них заведомо проигрышную битву?
Ник Грили (Nick Grealy), No Hot Air
Мысль понятна. Но Газпром обладает крупнейшими в мире традиционными запасами газа, который, если говорить в целом, дешевле, и его легче искать, добывать и реализовывать на рынке, чем сланцевый газ. Если технология дойдет до того, что разрабатывать эти резервы Газпрому будет экономически выгодно, то мы, конечно же, рассмотрим эти возможности. Но пока об этом речи не идет.