Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи – для большинства обозревателей это всего лишь непривычные для слуха названия на чужом языке. Однако спор вокруг Курильских островов (которые японцы называют своими «Северными территориями») остается наиболее болезненным территориальным спором среди государств большой восьмерки, ставшим камнем преткновения для стратегических отношений между Россией и Японией.
Напряженность в двусторонних отношениях между Токио и Москвой в вопросе территориальных споров резко возросла в последние месяцы, после беспрецедентного визита президента Дмитрия Медведева в ноябре прошлого года на остров Кунашир. Во время своего визита Медведев пообещал гражданам этой удаленной территории, что Россия «останется здесь» и обязался вложить средства в развитие острова, чтобы полностью реализовать все его возможности. Такой ход оказался резким изменением курса России, придерживавшейся ранее более тонкого и дипломатичного подхода в территориальных спорах со своим соседом.
Реакция Японии на высоком уровне была вначале довольно умеренной: премьер-министр Наото Кан назвал инцидент «весьма прискорбным», а министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара вызвал к себе для разговора при закрытых дверях московского посла в Японии. Вскоре после этого молодой и честолюбивый Маэхара встретился с инициативным министром иностранных дел России, Сергеем Лавровым, предприняв попытку сгладить возникшее недоразумение. Однако эти переговоры провалились, а в Японии возросло политическое давление с требованием ужесточения позиции по этому вопросу; все это привело к тому, что Кан на недавнем выступлении в Токио призвал к возврату этих территорий Японии и охарактеризовал визит Медведева как «непростительный» и как «оскорбление».
Значение этого спора выходит за рамки популистских лозунгов или преследования экономических интересов (реальная ценность островов заключается в морских границах вокруг них). Спор, конечно же, не вовсе развалил стратегические отношения России и Японии – Токио по-прежнему сотрудничает с Кремлем по ключевым вопросам международной безопасности, таким, как ядерное разоружение, борьба с терроризмом, торговлей наркотиками, и шестисторонние переговоры с Северной Кореей. Кроме того, обе стороны обязались углублять экономические связи друг с другом в области энергетического сотрудничества, информационных технологий и межнационального обмена.
Если спор вокруг Курил и не сделал пока страны откровенными врагами, он все же до сих пор успешно сводит на нет весь потенциал развития стратегических взаимоотношений.
Между тем стратегическая обстановка в регионе развивается и меняется, и Японии необходимо решить, где искать партнеров. Исторически японцы в вопросах обеспечения безопасности полагаются на свой союз с Соединенными Штатами Америки, и эти партнерские отношения будут продолжаться и в обозримом будущем. Однако эти отношения не должны делать Японию близорукой в отношении ее геополитических интересов.
Поскольку на сцену все активнее выходит Китай, Япония будет продолжать стремиться к налаживанию стратегических взаимоотношений в регионе. Китайско-японские отношения по-прежнему чреваты проблемами, и не только в связи с возникающими время от времени перебранками по поводу изображения событий в учебниках истории или отравленных яблок. Разногласия между странами более сложны, и они усиливаются разным видением будущего азиатско-тихоокеанского региона.
Отличия Японии от Китая, Северной Кореи и, в меньшей степени, от Южной Кореи, открывают путь для восстановления отношений с Россией. Действительно, более тесные отношения с Москвой продемонстрируют готовность Японии к компромиссу по спорным вопросам, тянущимся со времен Второй мировой войны, что должно послужить улучшению связей Японии с Китаем и Южной Кореей.
С учетом всего сказанного, разрешение территориального спора будет сопряжено с издержками, и для Токио, и для Москвы, как политическими, так и экономическими. В 1956 году обе стороны уже почти договорились о компромиссном решении, при котором Советский Союз соглашался вернуть два самых мелких острова (Шикотан и Хабомаи) по подписании странами мирного договора о завершении Второй мировой войны. Однако, хотя стороны и приняли совместную декларацию, но заключить мирный договор у них так и не получилось, поскольку каждой из них требования другой стороны показались, в конечном счете, неприемлемыми.
В процессе многолетних переговоров прозвучало множество идей, таких как периодическая смена управления островами, или различные комбинации островов, которые следует вернуть. Впрочем, пока что ни одна из этих идей не смогла сдвинуть дело с мертвой точки.
Но если эти страны хотят защититься от растущего влияния Китая и обеспечить себе главенствующие роли в определении стратегического курса региона на будущее, им придется сначала найти способ разрешить этот спор.