Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Медведев никак не разрешится

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНеформальная встреча Дмитрия Медведева и Владимира Путина
Неформальная встреча Дмитрия Медведева и Владимира Путина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Дмитрий Медведев пришел к власти, пообещав политические и культурные реформы. Но значительных перемен не произошло.

Москва — Позади у Дмитрия Медведева три четверти пути первого срока в качестве президента России, и активисты гражданского общества все больше выражают разочарование в молодом прозападном кремлевском политике, который часто делает эффектные жесты в поддержку либеральных реформ, но на деле не желает или не может подтвердить их практическими шагами.

Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай (Navi Pillay) после пяти дней встреч с представителями российской власти, руководителями НКО и правозащитниками оценила их настроения как разочарование от несбывшихся надежд.

Медведевские «усилия приветствовались, но они не продвинулись настолько, чтобы их можно было оценить как успешные, — сказала она журналистам в четверг. — Все еще слишком много проблем в сфере прав человека… [Есть] также некоторые серьезные проблемы и явные серьезные судебные ошибки».

Медведев производил впечатление, весьма отличное от образа его предшественника из КГБ Владимира Путина, который сейчас является премьер-министром и может вынашивать планы возвращения в президентское кресло на выборах в начале следующего года. В отличие от сурового и ориентированного на телевидение Владимира Путина, Медведев – фанат новых технологий, который вступив в должность, начал вести видеоблог для общения с простыми гражданами и часто отправляет эмоциональные послания всему миру через свой официальный аккаунт в Твиттере.

Не будучи революционером, Медведев вскоре отверг утверждения путинской эпохи о том, что российское определение демократии отличается от западной версии, и подтвердил, что человеческие ценности универсальны. В качестве президента он настойчиво отстаивал программу интенсивной «модернизации», включающей политические и культурные реформы, которые должны приблизить Россию к Европе.

«Медведев пытается что-то сделать, но перед ним море проблем, в которых тонут его усилия, — говорит Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, старейшей российской правозащитной организации. — Со стороны бюрократического аппарата и силовиков идет серьезное сопротивление. Ну, да, мы видим небольшие перемены, но на фоне массы проблем было бы слишком самонадеянным заявлять, что ситуация улучшается».

Наследие восьмилетнего пребывания Путина в Кремле включает приручение и огосударствление многих СМИ, жесткие ограничения закона, частое официальное преследование политически активных негосударственных организаций и цепь нераскрытых убийств независимых журналистов и правозащитников.

Два года назад Медведев пришел в независимое СМИ, дав свое первое печатное интервью оппозиционной еженедельной «Новой газете», изданию, в котором в путинскую эпоху убили подряд четверых журналистов.

«Нет сомнений в искренности Медведева, но, похоже, у него нет свободы действий, — говорит Андрей Колесников, редактор отдела мнений газеты. — После этого интервью для «Новой газеты» ничего не изменилось. Он продемонстрировал добрые намерения, но, пожалуй, это и все».

Основные владельцы «Новой газеты» — бывший советский лидер Михаил Горбачев, все настойчивее заявляющий о сползании России в авторитаризм, и либеральный магнат Александр Лебедев, владеющий также двумя британскими газетами.

В открытом письме на этой неделе г-н Лебедев пожаловался, что против его бизнеса проводят облаву «коррупционные правоохранители», которые лишили его возможности покинуть страну из-за опасения быть насильно высланным навсегда. Он добавил, что написал Медведеву письмо с просьбой провести расследование этих обстоятельств.

«Лебедев – очень активный человек в политическом плане, и у него сейчас очень большие проблемы, — говорит г-н Колесников. — Он главный спонсор «Новой газеты», и нет сомнений, что в этом причина его проблем. Мы бы хотели, чтобы Медведев сделал что-то, но пока не видно ничего».

Медведев также предложил свою поддержку в проведении независимой экспертизы одного из самых спорных судебных дел, связанного с текущим тюремным заключением бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского по обстоятельствам, которые критики считают политически мотивированными.

1 февраля на встрече с кремлевской комиссией по правам человека Медведев поддержал предложение сформировать группу независимых экспертов-правоведов для проведения экспертизы двух судебных приговоров, по которым г-н Ходорковский должен отбыть в общей сложности 14 лет в сибирской колонии, говорит Алексей Симонов, член кремлевской комиссии и глава Фонда защиты гласности, независимой правозащитной организации в сфере СМИ.

«Предложение было сделано, и Медведев не стал возражать, — говорит г-н Симонов, который присутствовал на встрече. — Вслед за тем его поддержал глава Конституционного суда Валерий Зорькин, так что это совсем даже не несбыточная идея. Но без активной поддержки президента, оно не обретет официального статуса в России и закончится ничем. Мы хотим видеть реальную поддержку».

На этой неделе помощник судьи, который приговорили Ходорковского в декабре прошлого года, заявила, что процессом дирижировали сверху и судья не готовил тот вердикт, который зачитывал.

«В деле Ходорковского происходят серьезные события, поэтому важно, чтобы президент поддержал гражданскую инициативу по его пересмотру. Путин бы этого никогда не сделал», — говорит Симонов.

«Но пока что, — добавляет он, — поддержка Медведева только на словах. Практической поддержки нет».