Украина занимает чуть ли не первое место в мире по доле пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичные показатели развитых европейских стран.
Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% от заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить безбедно.
Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере меньше 1000 гривен в месяць – это в 4-10 раз ниже, чем в других европейских странах.
Причина этого абсурда кроется в нашей пенсионной системе – отсталой, неэффективной, несправедливой. Она практически без изменений существует более 80 лет. 11 февраля 1930 года Совет народных комиссаров СССР установил пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 для женщин.
В то время только каждый третий мужчина и каждая вторая женщина доживала до выхода на пенсию, а средняя продолжительность их пребывания на пенсии составляла, соответственно, 8 и 12 лет. Сейчас демографическая ситуация кардинально изменилась, а возраст выхода на пенсию – нет.
Таким образом в Украине чуть ли не самый низкий пенсионный возраст в мире: в среднем, если учитывать людей, которые выходят на пенсию за выслугу лет, украинец начинает получать пенсионные выплаты в 53 года.
В резульате пенсии получают как полностью трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 50-60 лет, которые еще могут продолжать трудовую деятельность, так и люди пожилого возраста, у которых нет возможности работать и которые живут непосредственно на пенсию.
Пенсионные средства распыляются на большое количество людей, а средний размер пенсии – слишком маленький. Государство ежегодно тратит около 25 миллиардов гривен на доплаты почти трем миллионам пенсионеров, поскольку начисленные им пенсии ниже прожиточного минимума.
Политики-популисты из года в год оттягивали болезненные социальные реформы – ЖКХ, образования, здравоохранения, пенсионную реформу. Из-за такой безответственности страна оказалась на пороге кризиса – за три года национальный долг вырыс практически в три раза, а государство уже не способно исполнять все взятые на себя обязательства перед гражданами.
Родители вынуждены платить за якобы бесплатное среднее образование, больные – за «бесплатное» здравоохранение, а большинство пенсионеров живут на грани нищеты. В то же самое время государство тратит миллиарды на субсидирование услуг ЖКХ и выплату других льгот состоятельным людям, которые в состоянии самостоятельно оплачивать счета.
Десятки тысяч здоровых 50-летних спецпенсионеров получают пенсии, в несколько раз превышающие выплаты ветеранам труда.
Все это порождает вопиющию социальную несправедливость, давит на экономику, снижает стимулы работать. Обновление социальной справедливости и развитие государства – именно этой целью руководствовалось правительство, начиная комплексные изменения в социальной сфере.
Общественное обсуждение поможет усовершенствовать реформу
Мы хорошо понимаем, что пенсионная реформа – дело чрезвычайно сложное и политически рискованное, что люди боятся изменений в этой крайне уязвимой сфере.
Главная цель реформы – создание условий для поднятия пенсий, обеспечение достойной старости нашим гражданам, соблюдение принципов социальной справедливости и защиты, ликвидация серьезного разрыва между специальными и обычными пенсиями. Альтернативы реформе просто нет.
Дефицит Пенсионного фонда растет: в 2008 году – 17 миллиардов, в 2010 году – 34,4 миллиарда гривен. Сейчас он покрывается за счет средств бюджета – то есть, снова-таки, за счет налогов предприятий и граждан. Так можно дойти и до полного банкротства государства.
Разработанный правительством законопроект «О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» позволит обеспечить должный уровень жизни гражданам, которые на протяжении трудовой деятельности оплачивали пенсионные взносы, не скрывая своих доходов.
Пенсионная реформа оставит чиновников без значительной части льгот и привелегий. Размер пенсии должен зависеть только от стажа и официальной зарплаты.
Сегодня в Украине на государственной службе находится почти 300 тысяч граждан. Пенсионная реформа предполагает, что работающие госслужащие-пенсионеры будут получать пенсию, размер которой рассчитывается на общих основаниях.
Кроме того, устанавливается максимальный размер пенсий для всех категорий пенсионеров, независимо от того, по нормам какого закона пенсия была назначена. По результатам общественного обсуждения мы предлагаем ограничить эту сумму 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособных, что на 1 января этого года составляет около 8000 гривен.
Для женщин возраст выхода на пенсию постепенно, на протяжении 10 лет, поднимется с 55 до 60 лет.
Эти меры позволят нам поднять уровень социальной защищенности малообеспеченных пенсионеров. Например, предполагается выплата единоразовой денежной помощи врачам, учителям, работникам учреждений культуры при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий.
Пенсионная реформа также предполагает введение второго уровня пенсионной системы – обязательного государственного накопительного пенсионного страхования. Мы расчитываем, что этот уровень заработает уже с 1 января 2013 года.
Подчеркну, что реформа не будет касаться пенсионеров, которые уже вышли на заслуженный отдых. Они будут получать все выплаты, которые им уже назначены – в том же объеме. Исключение могут составить пенсионеры, которые получают чрезмерно высокие выплаты.
Кроме того, трудовые пенсии будут индексироваться в привязке к изменениям размера прожиточного минимума, как и раньше, четыре раза в год.
Правительство осознает, что пенсионная реформа может быть успешной только в том случае, если ее положения учитывают интересы всех ключевых социальных групп. Именно поэтому Министерство социальной политики инициировало общественное обсуждение пенсионной реформы.
Во время общественного обсуждения уже получено почти 12100 обращений – от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Проведено 312 пресс-конференций, 1100 заседаний «круглых столов» и 261 брифингов по разъяснению положений пенсионной реформы.
Работают горячие телефонные линии в органах Пенсионного фонда Украины и социальной защиты населения, а также контакт-центры Пенсионного фонда Украины, в которые поступило более 65,2 тысяч обращений.
По итогам обсуждения в правительственный законопроект будут внесены изменения, направленные на улучшение ситуации с пенсионным обеспечением наименее защищенных слоев населения.
Пенсия в тени не растет
Одной из главных причин сложной ситуации с пенсиями считаю зарплату в конверте. Почти половина украинской экономики и далее остается в налоговой тени. По официальным данным, средняя зарплата в частном секторе в прошлом году составляла около 1800 гривен, что на треть меньше, чем в бюджетной сфере.
Нигде в мире такого нет, если не принимать во внимание наиболее коррумпированные страны Африки. Просто большинство предпринимателей уклоняются от уплаты налогов и социальных платежей, а работники соглашаются получать значительную часть зарплаты нелегально, в конвертах.
Мы должны сломать эту порочную систему. Работники должны понять, что нелегальная зарплата лишает их возможности получать достойную пенсию в будущем.
Особенно четкую связь между официальной зарплатой и пенсией устанавливает второй уровень пенсионной системы – обязательное накопительное пенсионное страхование. Каждый работающий, которому на момент введения реформы не исполнилось 35 лет, будет перечислять определенную сумму (от 2% с постепенным повышением до 7% заработной платы) на свой собственный пенсионный счет.
Эти деньги будут инвестироваться в украинскую экономику и, соответственно, приумножаться. А выйдя на заслуженный отдых, человек будет получать не только солидарную пенсию от Пенсионного фонда, но и дополнительную пенсию – за счет средств с накопительного пенсионного счета. Пенсионер сможет передать эти деньги в наследство.
Администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться через Пенсионный фонд Украины, однако участники второго уровня через два года после его введения получат право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут храниться их пенсионные средства.
Нужно развивать и третий уровень – негосударственное пенсионное страхование.
Итак, пенсионная система станет более справедливой - кто больше работал (и платил большие пенсионные взносы), тот и будет получать более высокую пенсию.
Вместе с тем государство гарантирует, что никто не будет получать пенсию ниже прожиточного минимума. Солидарная система будет учитывать интересы малообеспеченных слоев населения, а накопительный уровень - стимулировать к пенсионным сбережениям граждан с более высокими доходами.
После проведения пенсионной реформы у украинцев появится стимул получать «белые» зарплаты - уклоняясь от уплаты социальных взносов, люди будут обворовывать сами себя.
Таким образом, проведение пенсионной реформы не только восстановит социальную справедливость в обществе, но и послужит эффективным стимулом для детенизации экономики страны, а второй уровень пенсионной системы станет источником долгосрочных инвестиций в Украину и даст мощный толчок развитию страны.
Сергей Тигипко - вице-премьер Украины, министр социальной политики, председатель партии «Сильная Украина»