Один из главных в настоящее время российских оппозиционеров Борис Немцов встал на тропу бескомпромиссной борьбы против своего главного оппонента – правящего уже десять лет Владимира Путина - и обещал искать правду в Европейском суде по правам человека, чтобы защититься от обвинений премьера. Это принципиальный вопрос не только для самого Немцова и еще двух известных русских либералов, которых Путин в декабре на телевидении обвинил в получении огромных нелегальных доходов в первые постсоветские годы, но и для всего российского общества в целом. Независимо от исхода дела, его ход еще раз напомнил о безответственной и зачастую безнаказанной «болтовне» высшего руководства России, вселяя определенные надежды на ограничение таких действий в будущем.
Вполне прогнозируемым был отказ Московского суда рассмотреть беспрецедентное дело против премьер-министра Путина о клевете. И также понятно обвинение Немцова, прозвучавшее уже на следующий день. Проведший 15 суток в камере за участие в митинге оппозиции в Москве 31 декабря оппозиционный лидер заявил, что Путин ликвидировал в России демократию и создал контролируемое мафией государство. Значит, надо думать, ожидается ответный шаг премьера, который не мог пропустить такие слова мимо ушей.
Русские оппозиционеры видят приобретения и небольшие победы в защите своих прав даже в нынешних полностью зависимых от государственной власти судах. Общество должно видеть, что успешная борьба против произвола «верхов» возможна. Оппозицию, похоже, излишне не отпугивает инертность русского общества. Вот, и Египет еще совсем недавно казался стабильным государством. Возможно, события в Северной Африке все же обеспокоили Путина и его команду, что подтверждает полное опасений замечание Лаврова о провоцировании революционной ситуации. Некий известный русский оппозиционер иронично порекомендовал режиму не расслабляться. Этого можно было бы и не говорить, потому что режим чекистов Путина, безусловно, чему-то научился от развала СССР, «оранжевой революции» на Украине и «революции роз» в Грузии, а теперь - и от событий в Каире. Усвоив в качестве главного урока, что выпущенного на волю джина революции снова загнать в бутылку не так просто. Это позволяет понять, почему митинги оппозиции до сих пор подавлялись с преувеличенным рвением.
Перевод: Лариса Дереча