Год в России начался символично. В конце 2010 года государственная власть решила продемонстрировать свою силу и нетерпимость к тем, кто бросает ей вызов. Приговор, вынесенный на напоминающем фарс судебном процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, не имеет никакого отношения к юриспруденции. А ведущих оппозиционных деятелей арестовали на 15 суток исключительно по политическим мотивам.
Такие жестокие действия создали весьма своеобразную атмосферу для выступления президента Дмитрия Медведева на Всемирном экономическом форуме. Тем не менее, умная и хорошо информированная аудитория в Давосе с энтузиазмом аплодировала его красивым словам об экономической модернизации в России и о динамичном развитии демократии. Зарубежные лидеры бизнеса, похоже, воспринимают жалобы Медведева на то, что мало кто из россиян понимает его великие планы на будущее страны, и что жадные олигархи вместе с коррумпированными чиновниками из эпохи 90-х мешают ему эти планы осуществить.
Совершенно очевидно, что российская экономика и политическая система крайне нуждаются во всесторонней модернизации. Но власти со своими все более деспотичными действиями идут иным курсом.
Вопреки иллюзорным представлениям многих – как в России, так и за рубежом - которые появились, когда Медведев в 2008 году пришел к власти, а фактически был назначен, он за годы своего президентства не продемонстрировал никаких признаков того, что его риторика в пользу демократии может превратиться в реальные дела. На самом деле, все как раз наоборот. Этот период был отмечен все более частыми ограничениями и фальсификациями на выборах; войной против Грузии; снятием ограничений на применение вооруженных сил за рубежом; пытками и гибелью в застенках Сергея Магнитского, работавшего юристом в подвергнутом милицейскому обыску инвестиционном фонде Hermitage Capital; беззаконием и коррупцией милиции, а также продолжающимися преследованиями политических оппонентов и подавлением инакомыслия. Европейские энергопотребители сталкивались с перебоями в поставках, что также стало одной из форм давления России на соседей. Власти поощряют вопиющее хулиганство прокремлевских молодежных организаций.
Медведев внес свой личный вклад в многочисленные нарушения и злоупотребления. Вместе со своим ментором премьер-министром Владимиром Путиным он несет прямую ответственность за многочисленные нарушения прав человека и за дальнейшее ухудшение политической атмосферы в стране. Он больше не заслуживает презумпции невиновности. В 2000 году в Давосе прозвучал вопрос о том, кто такой на самом деле Путин. Теперь каждому должно быть понятно, кто такие Путин и Медведев.
Через несколько месяцев в стране должны состояться парламентские выборы, а в следующем году – выборы президента. Но самовластные действия руководителей в конце прошлого года показывают, что будущие выборы станут ничуть не лучше предыдущих. Победителей назначат задолго до голосования; карликовая оппозиция сделает вид, что ведет борьбу, а кандидатам от настоящей оппозиции не позволят баллотироваться; избирательные комиссии дадут нужные результаты; допущенные до выборов на короткий срок наблюдатели подтвердят, что в день голосования все было в порядке, за исключением небольших нарушений.
Российский тандем власти дал понять, что скоро решит, кому их двоих быть президентом на новый шестилетний срок, или даже на два срока подряд. И никто при этом не спрашивает мнения российского народа, который как зомби пойдет на избирательные участки, создавая соответствующую телевизионную картинку. Именно так правящая российская группировка понимает демократию.
На самом деле, если власть в России предоставить саму себе, «выборы» в этой стране будут ничуть не лучше, чем недавнее представление в Белоруссии. Случись такое, и Россия утратит свой последний шанс на мирный возврат к нормальному демократическому развитию.
Что же можно сделать в этих условиях? Мы призываем западных лидеров отказаться от своих поцелуев и объятий с провалившейся российской Realpolitik, а также прекратить свой флирт с российскими руководителями. Такое поведение не принесло Западу никакой пользы, а в России создало впечатление, что система Путина вполне порядочная и достойная, как и в любой стране демократического мира.
И речь здесь идет не только о том, чтобы тщательнее выбирать ораторов для произнесения программных заявлений на крупных международных мероприятиях. Речь о том, что западные лидеры должны прекратить закрывать глаза на совершенно очевидное невыполнение российскими руководителями своих международных обязательств, особенно что касается свободных и честных выборов и основных прав человека. Речь о том, что Запад обязан прекратить приветствовать российских правителей как себе равных и должен отказать им в той легитимности, которой они явно не заслуживают. Запад должен начать разоблачать коррупционную практику российского истэблишмента. Дело в том, что имеющаяся у этого истэблишмента возможность находить за рубежом безопасные места для хранения краденых денег и уезжать из России в западные страны, где эти люди могут вести комфортную жизнь, является одной из основ устойчивости режима. Это значит, что западные страны должны вводить целенаправленные санкции против тех руководителей, которые напрямую нарушают права своих соотечественников.
Сделать это будет непросто. Против таких мер злобно ополчится команда Путина, увеличивающаяся клиентура государственного Газпрома и Роснефти, а также некоторые бизнесмены, предпочитающие ловко и тихо договариваться о своих темных делах с российскими властями. Но ставки высоки, и снижать планку нельзя.
Как лидеры объединенной российской демократической оппозиции мы призываем Запад прекратить подрыв нашего дела и не дискредитировать те принципы, на которых основано западное общество. Мы уверены, что сможем добиться своих целей благодаря свободе и нормальному демократическому процессу – при условии, что они в нашей стране будут восстановлены.
Авторы статьи – сопредседатели Партии народной свободы.