Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какова политическая цена сделки по «Мистралям»?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкФранцузский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" на набережной имени Лейтенанта Шмидта
Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль на набережной имени Лейтенанта Шмидта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Протесты стран Балтии и Грузии по поводу решения Франции о продаже России десантных кораблей типа «Мистраль» были проигнорированы. Двадцать пятого января этого года во французском порту SaintNazaire между Москвой и Парижем был подписан договор о постройке и продаже 4 вертолетоносцев, который положил конец двухлетним переговорам, вызвавшим ажиотаж практически во всех странах НАТО.

Протесты стран Балтии и Грузии по поводу решения Франции о продаже России десантных кораблей типа «Мистраль» были проигнорированы. Двадцать пятого января этого года во французском порту SaintNazaire между Москвой и Парижем был подписан договор о постройке и продаже 4 вертолетоносцев, который положил конец двухлетним переговорам, вызвавшим ажиотаж практически во всех странах НАТО (особенно в тех, которые расположены в непосредственной близи от России).

«Мистраль» - многоцелевой десантный корабль, способный нести на своем борту до 16 тяжелых вертолетов, 70 бронетранспортеров, несколько танков и другую десантную технику. Численность команды составляет 160 человек (плюс 460 десантников). Первый корабль данного класса был спущен на воду в 2005 г., а уже на следующий год он принимал участие в эвакуации европейцев из зоны ливано-израильского конфликта.

Первые сообщения о том, что Москва и Париж готовят серьезную сделку, появились в начале 2009 г., а двадцать четвертого декабря 2010 г. было объявлено, что российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и французский консорциум DCNS завершили переговоры по поводу четырех кораблей типа «Мистраль»: два из них будут построены в SaintNazaire, а другие два – по лицензии в России.

Таким образом Франция победила в объявленном в октябре 2010 г. тендере ценой в 2 млрд. евро, который, по мнению многих экспертов, являлся лишь формальностью (еще в июле 2010 г. ОСК решила в Кронштадте создать специальный комплекс сухих доков для строительства французских кораблей, которое должно начаться в 2014 г., а в последствии там будут строиться другие большие военные и гражданские суда). Короче говоря, денег на «Мистрали» Москва не жалеет: за первый из четырех кораблей она выложит 720 млн. евро, а за второй, в строительстве которого Россия будет принимать непосредственное участие – 620 млн. евро.

И все же судьба сделки была непростой. По сообщению «LaTribune», эта крупнейшая зарубежная военная покупка вызвала серьезное беспокойство у представителей российского ВПК. Его представители утверждали, что «Мистрали» ВМС России не нужны, и даже пытались сорвать переговоры, а агентство UPIпрямо утверждало, что сделка со стороны Москвы является в большей мере политической нежели коммерческой и направлена на дополнительное сближение с Францией.

Однако французский военный эксперт П. Конеса считает, что вопрос продажи «Мистралей» не следует идеологизировать, так как это просто бизнес, а страны Балтии и Грузия в данном случае могли бы не протестовать, а активнее налаживать отношения с Россией. Но вот известный французский философ А. Глюксман почему-то пишет, что «продавая вооружение, которое можно использовать в Грузии, Крыму и странах Балтии, французы как бы говорят – вперед», и задается вопросом – стоит ли поддерживать автократию, которая ограничивает свободу самовыражения, убивает диссидентов и культивирует коррупцию?

Россия в свою очередь не скрывает того, что высокомобильные «Мистрали» будут использоваться на постсоветском пространстве в случае этнического или иного рода конфликта. Geopolitika еще в 2009 г. писала о том, что вероятность их покупки особенно порадовала Главкома ВМФ РФ В. Высоцкого, который заявил, что «Мистраль» во время войны с Грузией позволил бы российскому Черноморскому флоту выполнить задачу за 40 минут, а не за 26 часов. Поэтому неудивительно, что больше всего «Мистраля» боятся в Тбилиси, не сомневаясь в том, что он будет использован именно против Грузии.

Однако вопрос личной безопасности в данном случае и факт «предательства» Франции беспокоит и страны Балтии. В частности министр обороны Литвы Р. Юкнявичене назвала российско-французскую сделку «откровенной ошибкой». В то время, как Елисейский дворец с радостью сообщил о победе в тендере, она заявила: «Создан прецедент, в соответствии с которым член ЕС и НАТО продает наступательное вооружение государству, уровень демократии в котором не позволяет нам чувствовать себя спокойно». В схожем тоне высказались и в Вашингтоне, и в Брюсселе, но поезд ушел…

За свои действия Франция рисковала получить серьезное предупреждение от НАТО, но этого не произошло. Так Европа еще раз доказала свой прагматизм: ради хороших отношений с Россией, которая «кормит» старый континент энергоресурсами и сладкими обещаниями о выгоде партнерства, можно пожертвовать безопасностью постсоветских стран и стран ЦВЕ, возможностью усилить свои позиции в российской зоне влияния и западными демократическими ценностями. Вот она – настоящая сделка, вот она – истинная цена вопроса, а «Мистраль» это так – бизнес.