Москва – Когда-то казалось, что Никита Тихонов готовится стать представителем политической элиты страны: он учился в престижном Московском государственном университете, он создал правый политический журнал «Русский образ» и во время избирательной кампании работал помощником у одного кандидата в депутаты парламента.
Самопровозглашенный патриот Тихонов, страстно увлекающийся российской историей, не курит и не пьет алкоголь. Он утверждает, что воздержание и трезвость помогут возрождению страны.
А сейчас Тихонова судят за убийство.
Обвинение заявляет, что его интеллектуальные искания правого толка мутировали, превратившись в националистическую ненависть, и это толкнуло его два года тому назад на убийство известного адвоката-правозащитника и молодой журналистки. Тихонов вначале сознался в совершении этого преступления, но сейчас говорит о своей невиновности. В понедельник суд должен приступить к заслушиванию показаний свидетелей по этому делу, в котором в качестве соучастницы фигурирует жена Тихонова.
Каким бы ни был его путь в самом начале, сегодня Тихонов стал олицетворением усиливающейся радикализации националистического движения в России. Наверное, нагляднее всего его истинную природу разоблачают татуировки, покрывающие тело Тихонова, в том числе, крест со свастикой на левом плече.
Подобно 30-летнему Тихонову, многие радикалы-националисты молоды, хорошо образованы и являются представителями среднего класса. Они злы на целое полчище реальных и мнимых врагов, и уже заработали себе репутацию проводников широко распространенного политического насилия.
Один из наиболее известных случаев имел место в декабре. Произошло все после того, как человек из северокавказского региона России убил русского футбольного болельщика. Тысячи молодых людей устроили бунт возле Красной площади, скандируя «Россия для русских», а также выкрикивая расистские лозунги. Они забросали камнями милиционеров, а затем рассеялись. После этого группы из русских мужчин и даже женщин нападали в переулках и на станциях метро на представителей меньшинств неславянской наружности. Несколько человек было убито.
Этнические русские составляют около 80% 142-миллионного населения России, среди которого более ста наций и народностей, причем многие из них входят в многочисленное мусульманское сообщество страны. В России также самое большое после США число иммигрантов, составляющее 10 миллионов человек. В основном это выходцы из бывших советских республик Южного Кавказа и Центральной Азии.
Националисты взяли на себя ответственность за похищения и обезглавливания людей, а также за взрыв в 2006 году, который унес жизни как минимум 10 человек на московском рынке, где работают в основном приезжие иммигранты. По данным московского центра «Сова», отслеживающего такие случаи насилия, в 2010 году в результате нападений на почве ксенофобии было убито как минимум 37, и ранено более 300 человек. Но многие случаи остаются неизвестными.
Националисты также выбирают для своих нападений тех, кто сочувствует этническим меньшинствам или выступает против идей и действий правых. Они убили нескольких членов антифашистской организации «Антифа», которое возникло в ответ на рост насилия на почве ненависти к иностранцам. В прошлом году националисты оказались причастны к убийствам нескольких милиционеров и судьи.
Лидер националистов Александр Белов, который когда-то работал с Тихоновым, в недавнем росте насилия обвиняет власти, заявляя, что российское руководство игнорирует интересы русских, отдавая предпочтение хорошо организованным и влиятельным диаспорам, а также выдавливает националистов из власти. Это, заявляет он, вынуждает часть националистов браться за оружие, чтобы оградить российскую культуру и традиции от якобы грозящей им опасности.
«Это превращается в вооруженную борьбу, - говорит Белов. – Можно называть таких людей террористами, но есть и другое название – партизаны, ведущие освободительную войну».
Основываясь на показаниях друзей Тихонова, обвинение пришло к выводу, что он считал себя участником этой борьбы.
«В беседах он выражал нетерпимость к иммигрантам и неславянам в России, а также высказывал расистские идеи», - заявил следствию друг Тихонова Сергей Ерзунов, также являющийся убежденным националистом. По словам Ерзунова, главная цель, причем не только его деятельности, но и всего националистического движения, должна заключаться в борьбе с идеологическими противниками».
Тихонова обвиняют в убийстве двух таких противников. Один из них, юрист Станислав Маркелов, долгие годы призывал власти привлекать к суду людей, совершающих преступления на почве ненависти. В результате несколько человек было осуждено. Вторая, внештатная журналистка ведущей оппозиционной «Новой газеты» Анастасия Бабурова, писала о националистах.
В январе 2009 года их убили вместе среди бела дня практически в упор, и случилось это буквально в километре от Кремля. Прокуратура предъявила обвинения гражданской жене Тихонова Евгении Хасис, которая также привлечена к суду.
В некоторых националистических кругах эти убийства встретили с удовлетворением, если не с открытой радостью. Один националист принес бутылку шампанского к устроенному через день после убийства самодельному памятнику, и поставил ее посреди цветов на снег, еще окрашенный кровью.
По словам следователей, застрелить хотели Маркелова. Он вел дело по факту убийства в 2006 году активиста антифашистского движения, и Тихонов фигурировал в нем в качестве подозреваемого. Хотя Тихонов свою причастность к убийству отвергает, а прокуратура через какое-то время сняла с него все обвинения, он бросился в бега.
Три года он жил тихо, скрываясь на съемной московской квартире. Воспользовавшись поддельными документами на вымышленное имя, он на какое-то время уехал из России и жил, как говорят друзья и родственники, на Украине. Тихонов периодически звонил домой, но пользовался при этом телефоном-автоматом, чтобы никто не узнал о его местонахождении.
Адвокат Тихонова Александр Васильев говорит, что его подзащитный жил на деньги, получаемые от продажи оружия на черном рынке. Во время его ареста в ноябре 2009 года милиция обнаружила в квартире целый арсенал. Среди конфискованного оружия был и браунинг, из которого застрелили Маркелова и Бабурову.
Несмотря на улики против Тихонова, его родственники и друзья утверждают, что он невиновен. Они называют его удобным подозреваемым, поскольку ранее он был связан с Маркеловым. По их словам, Тихонов стал жертвой властей, закручивающих гайки националистам.
Хотя националисты пытаются показать, что их угнетают и преследуют, отношение к ним властей весьма неоднозначное. Хотя российские руководители резко осуждают насилие на почве ксенофобии, они порой используют националистические настроения.
Кремль разрешил правым организациям проводить в Москве свои митинги, на которых участники поднимают руки в нацистском приветствии. В то же время, он запрещает протесты либеральной оппозиции.
Возможно, в иных обстоятельствах Тихонов со своим университетским дипломом и любовью к истории мог стать консервативным политиком или войти в число правых комментаторов, ставших влиятельной силой в Западной Европе.
«Я старался воспитывать его как патриота, - говорит отец Тихонова Александр. – Он всегда говорил, что необходимо возродить страну, что надо гордиться своим государством, своим народом и своими предками».