Пять градусов северной широты, 700 квадратных километров в амазонских джунглях, три пусковые площадки. Космодром Куру меняет курс. Конечно, это еще не Космический центр Кеннеди, однако планы более чем серьезные. В этом году экваториальная площадка готовится встретить двух гостей. Так, в конце августа здесь ждут запуск российского носителя «Союз». За плечами этого ветерана более 1750 гражданских и военных миссий, которые он осуществил с космодромов Байконур и Плесецк. В конце года наступит очередь «Веги». Эта легкая итальянская ракетная система предназначена для обслуживания рынка однотонных спутников.
«2011 год – это важная веха, которая свидетельствует о значительных успехах в совместной работе», - считает министр высшего образования и науки Валери Пекрес (Valérie Pécresse). Первые соглашения, которые сделали Куру «космическим портом Европы», относятся еще к 1966 году. Ко временам, когда печально известная ракета «Европа» омрачала перспективы отрасли постоянными неудачами. «Благодаря «Ариан 5», «Союзу» и «Веге» у нас есть целый спектр носителей, который охватывает пуски с полезной нагрузкой от 1 до 20 тонн», - подчеркивает президент Arianespace Жан-Ив ле Галль (Jean-Yves Le Gall).
Масштабные экономические задачи
Запуск двух автоматических грузовых космических кораблей (ATV) открывает перед центром дополнительные возможности: он входит в закрытый клуб космодромов, которые способны обслуживать Международную космическую станцию. Главный упор здесь делается на экономику. «Это дает нам 9000 рабочих мест и затрагивает 15% населения», - говорит Валери Пекрес.
Посвящение в мировой клуб должно состояться в конце лета. На церемонии открытия проекта с «Союзом» российская сторона, по всей видимости, решила оказать весомую поддержку местному гостиничному и ресторанному бизнесу. Ожидается прибытие делегации из более чем 350 российских техников и официальных лиц во главе Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. «В обычное время у нас обычно находится 250 российских инженеров, который приезжают на каждый запуск», - уточняет Жан-Клод Гарро (Jean-Claude Garreau), который будет первым французским руководителем пуска ракеты «Союз». Впрочем, такая работа не будет чем-то особенным для этого инженера-билингва, который уже принимал участие в 18 пусках 320-тонного носителя. Укрывшись в практически изолированном анклаве в северной части базы, российские техники предпочитают работать в закрытом кругу. «Это особый мир», - считает французский инженер.
Начатое в 2000 году сотрудничество России и Европы вылилось в практически полное дублирование созданных в советские времена систем. «Даже керосин для двигателей они привозят сами», - рассказывает Жан-Клод Гарро. Построенный на самарском заводе носитель будет доставлен в Санкт-Петербург, где его погрузят на корабль до Гвианы. В настоящий момент первый серийный образец проходит последние испытания в монтажно-испытательном корпусе. В соответствии с принятыми в России стандартами, ракету собирают в горизонтальном положении, а затем перевозят на соседнюю пусковую площадку для установки по вертикали.
В целом Европа вложила в проект 468 миллионов евро, которые выделили Европейское космическое агентство, Arianespace и ЕС. Игра без сомнения стоит свеч. Стоимость «Союза» вдвое ниже, чем у «Ариан 5». Этот бодрый 50-летний «старичок» является живым подтверждением старой профессиональной поговорки: «Хорошая ракета – это старая ракета».
В этом году гвианскую землю будут сотрясать целых девять ракет: шесть «Ариан 5», два «Союза» и одна «Вега». Основной упор делается на «Ариан 5», обладательницу завидного рекорда: 42 успешных запуска подряд. Существующий ритм пусков (один раз в шесть недель) в ближайшие годы должен сохраниться или даже увеличиться. Тем не менее, все эти хорошие новости не могут полностью успокоить космическое сообщество, которое знает, что в этой сфере гораздо легче потерять деньги, нежели их заработать.
В Куру, как и на мысе Канаверал, малейшая неисправность может привести к громадным убыткам. Так, в прошлый вторник за четыре минуты до запуска наземный сенсор указал на превышение содержания кислорода на 1,5 мм от нормы. Это, казалось бы, минимальное отклонение могло быть чревато самыми серьезными последствиями. В результате было принято решение остановить отсчет, перенести запуск на следующий день и перенаправить резервуары с жидким водородом и кислородом ракеты. Расходы: миллион евро. «Космос остается стратегической, хоть и рискованной отраслью. В рамках будущих инвестиций мы намереваемся вложить в него 500 миллионов евро, половина из которых пойдет на ракеты-носители будущего», - пообещала Валери Пекресс.