Состоящая из «добровольцев» «Лига безопасного интернета» придирчиво просматривает интернет-сайты и уведомляет Министерство внутренних дел о найденных «нарушениях».
26 января на пресс-конференции по итогам работы Международного экономического саммита в Давосе президент России Дмитрий Медведев заявил, что ресурс WikiLeaks «оздоровил» дух международных отношений, и исключил возможность любого контроля над интернетом. Две недели спустя из России был выдворен корреспондент британской The Guardian, который написал материал о нелицеприятном мнении американского посла о Владимире Путине, тогда как в сети появился орган цензуры.
В ночь с 5 на 6 февраля Люка Хардинга (Luke Harding) задержали в аэропорту «Домодедово», аннулировав его визу, которая, однако, была действительна до мая 2011 года. В ответ на звонок из посольства Соединенного Королевства в пресс-службе Министерства иностранных дел России, к которому официально приписаны иностранные журналисты, заявили, что не в курсе дела и не давали никаких указаний… Впервые со времен распада СССР из страны был выдворен иностранный журналист.
На следующий день российские чиновники пришли в себя и объяснили злоключения Люка Хардинга процессуальными нарушениями. Корреспондент забыл обновить свою аккредитацию. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который должен был в ближайшее время отправиться с визитом в Великобританию, попытался умерить страсти, рассказав о совершенных журналистам нарушениях: «Я изучил дело Хардинга. У него были проблемы с пребыванием в России, он посещал места, куда, как он знал, нужно особое разрешение. […]Это технический вопрос, он должен его решить, если он хочет продолжить работу в России столько, сколько позволяет его виза», - сообщил министр. Новую визу Хардингу предоставили в рекордные сроки. Но один раз не в счет…
Остается лишь выяснить настоящие причины высылки журналиста. Статьи Люка Хардинга и взятые им цитаты из материалов WikiLeaks говорили о незаконно нажитом состоянии премьер-министра и «мафиозной природе» созданной им вертикали власти. Однако затем контроль путинской системы над иностранными и российскими СМИ внезапно вышел на новый уровень. Российская власть, по всей видимости, извлекла уроки из событий в Тунисе и Египте и решила установить настоящую цензуру интернета.
Идея витала в воздухе еще с 2007 года. В СМИ просочилась информация о том, что власти самым пристальным образом следят за примером Китая. В России интернет пока еще нельзя назвать массовым явлением. По данным Левада Центра, выход во всемирную паутину есть лишь у 21% всего населения (большая часть относится к проживающей в крупных городах молодежи).
Принятие решения об установлении контроля над интернетом откладывалось несколько раз. Тем не менее, роль социальных сетей в событиях на Манежной площади 11 декабря, а также в революциях в Тунисе и Египте настолько взволновала российские власти, что они покончили со всеми сомнениями. По сообщениям, с конца прошлой недели начала работу состоящая из «добровольцев» «Лига безопасного интернета», которая просматривает интернет-сайты и докладывает о «нарушениях» в Министерство внутренних дел. Ассоциацией руководит наблюдательный совет из представителей всех крупнейших российских операторов под надзором министра связи и массовых коммуникаций.
Официально цели у организации в высшей степени благородные: борьба с детской порнографией, наркоторговлей, терроризмом и экстремизмом. Хотя все это, разумеется, лишь предлог. Вот тому яркий пример: первой жертвой лиги стал не замеченный ни в педофилии, ни в экстремизме Александр Навальный, а второй – ДПНИ, партия фашистского толка, которая, однако, не создавала никаких проблем с момента формирования в 2002 году.
США не потребовалось много времени, чтобы разобраться в ситуации. Хиллари Клинтон немедленно заявила о выделении 25 миллионов долларов для помощи блогерам в их борьбе с цензурой. Кроме того, она сообщила о том, что Госдепартамент намеревается в ближайшее время создать русскоязычный аккаунт в Twitter. Что касается европейских лидеров, которых во время своего визита в Лондон 13 и 14 января Сергей Лавров призвал поспособствовать тому, чтобы «модернизация России стала общеевропейским проектом», их молчание показательно.