Если сейчас упомянуть в одном предложении Россию и инвестиции, это вызовет самые разнообразные реакции. Одни в ответ начнут выражать тревогу по поводу коррупции и политического вмешательства, а другие говорить о привлекательно низких ценах.
Россию еще недавно принято было считать наименее перспективным членом квартета БРИК [Бразилия, Россия, Индия и Китай], последние два года активно привлекавшего инвесторов. Однако если в этом году, по данным исследовательской компании EPFR, отток капиталов с развивающихся рынков уже составил в общей сложности 7 миллиардов долларов, то в Россию капиталы наоборот стекаются. Как сообщает EPFR, к настоящему моменту приток капиталов в Россию составил 1,22 миллиарда долларов, в то время как отток из Китая и Индии – 2 миллиарда долларов и 980 миллионов долларов соответственно.
«В настоящий момент Россия привлекательней для иностранных инвесторов, чем большинство развивающихся рынков. Это связано с ростом нефтяных цен, важной ролью, которую в России играет энергетический сектор, и привлекательными ценами активов», - полагает управляющий директор EPFR Брэд Дарем (Brad Durham).
Хьюго Бэйн (Hugo Bain), возглавляющий российское направление в фонде Pictet Asset Management, согласен с тем, что инвесторы снова заинтересовались Россией. «За первые шесть недель этого года мы отметили значительный приток средств в наш российский фон», - утверждает он.
Pictet вкладывает примерно 1,5 миллиарда долларов в российские акции через три фонда, один из которых специфически ориентирован на Россию.
Управляющий директор по инвестициям компании «Ренессанс Управление Активами», входящей в московскую группу компаний «Ренессанс» Пламен Моновски (Plamen Monovski), считает, что сейчас самое подходящее время для вложения средств на «отставших развивающихся рынках» - таких как Россия.
«Люди охотно покупают то, что дешево продается. А Россия – самый дешевый из крупных рынков», - добавляет он.
Г-н Моновски специализируется на инвестициях в Россию. Большая часть 2,5 миллиардов долларов, находящихся под управлением его компании, вложена в российские активы. Он считает, что экономические перспективы страны улучшаются – «внутренний цикл ускоряется», вновь открываются банковские кредитные линии, существует перспектива масштабных стимулирующих экономику вложений в инфраструктуру, аналогичных китайским». Все это дает инвесторам основания смириться с рисками.
Международный валютный фонд прогнозирует для страны в этом году 4,3% экономического роста, однако г-н Моновски более оптимистично настроен и ожидает, что рост, скорее, составит 5-6%.
Дополнительные возможности для иностранных инвесторов могут также возникнуть в связи с необходимостью улучшать разрушающуюся российскую инфраструктуру, говорит он. Российское правительство планирует потратить в ближайшие три года на инфраструктуру 50 миллиардов долларов и «60-70% из них планируется привлечь [из-за рубежа]», добавляет он.
Разрабатываются также планы по приватизации. Ранее в этом месяце российское правительство начало крупнейшую со времен девяностых годов распродажу акций, выручив 3,3 миллиарда долларов за 10% акций ВТБ - второго по величине банка в стране.
Однако все это не убеждает основателя специализирующегося по развивающимся рынкам фонда Hermitage Capital Management Билла Браудера (Bill Browder), некогда бывшего одним из крупнейших иностранных портфельных инвесторов в России. Он считает эту страну самым рискованным развивающимся рынком в мире.
Г-н Браудер, которому в 2005 году запретили въезд в Россию после того, как он заподозрил ряд крупных российских компаний в коррупции, требует от Европейского Союза и США наложить запрет на выдачу виз российским чиновникам, которых он обвиняет в причастности к гибели своего юриста Сергея Магнитского. Г-н Магнитский умер в тюрьме два года назад.
Он считает, что главный риск дли инвесторов, работающих на фондовом рынке, связан с отсутствием ясности в области прав собственности. «В России любая компания может в любой момент потерять свои активы или средства, которые отберут преступники или конкуренты, и ей никто не поможет», - говорит он.
Проживающий в Лондоне г-н Браудер полагает, что будущую стоимость российских акций оценить трудно. «Необходимо делать значительную скидку, но какую именно?» Он относит Россию по уровню риска к той же категории, что Иран и Венесуэлу, и считает, что «скидки должны быть столь же высокими».
По его мнению, перспективы российских компаний хуже, чем перспективы компаний с других развивающихся рынков. «Они сейчас торгуются примерно на уровне 7,2x при высоком имущественном риске, в то время как турецкие компании - на уровне 10,3 при значительно более низком имущественном риске», - утверждает он.
Г-н Браудер признает необходимость иностранных инвестиций в российскую инфраструктуру, однако опасается, что эти проекты станут «серьезным источником коррупции».
В целом риски высоки. «Вы можете заработать 50% или потерять 50% - это чистая лотерея», - уверен он. По его мнению, инвестировать в Россию «будет соблазнительно только в том случае, если цены будут намного ниже».
Г-н Бэйн из Pictet Asset Management согласен с тем, что риски присутствуют. «Россия, очевидно, находится в верхней части шкалы риска». Тем не менее, он уверен, что «цены [на акции] в России лучше, чем на других развивающихся рынках».
Признавая важность проблем с коррупцией, он полагает, что российские компании улучшают свои показатели и сейчас меньше страдают от политического вмешательства, чем раньше. «Российские власти сейчас больше, чем раньше, заботятся о рынках капиталов», и с точки зрения фондового рынка это хорошая новость, считает г-н Бэйн. Волатильность акций снизилась, «они стали не так часто падать», добавляет он.
Элемент риска также связан с зависимостью России от природных ресурсов - прежде всего от нефти и минералов. «Существует огромный сдвиг в сторону ресурсов. Тем, кто вкладывает средства в Россию, стоит подумать о том, как поведет себя сырье», - говорит он.
Недостаток ликвидности представляет собой отдельный риск, но г-н Бэйн надеется, что с этим удастся справиться, когда сольются две главные российские фондовые биржи – ММВБ и РТС. Планы по их слиянию входят в правительственный проект по улучшению финансовый инфраструктуры России для привлечения иностранных инвесторов. У страны также есть глобальные амбиции по превращению в международный финансовый центр.
В целом, многое будет зависеть от того, как будут обходиться с иностранными инвесторами.