Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО ищет 50 новых партнеров в Африке

© public domainнато
нато
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последняя статья в кенийском журнале Africa Review цитирует источники в Африканском союзе, которые раскрывают, что организация Североатлантического договора в составе 28 членов готовится подписать соглашение о военном партнерстве с Африканским союзом (53 страны-члена).

Последняя статья в кенийском журнале Africa Review цитирует источники в Африканском союзе, которые раскрывают, что организация Североатлантического договора в составе 28 членов готовится подписать соглашение о военном партнерстве с Африканским союзом (53 страны-члена).

Автор статьи, основываясь на комментариях официальных представителей Африканского союза в Аддис-Абебе (Эфиопия), где располагаются руководящие органы союза, написал, что «хотя официально декларируемая цель такого соглашения - борьба с глобальными угрозами безопасности, и в частности, с угрозами в адрес Африки, некоторые наблюдатели видят в этом пакте попытку противодействия экспансии Китая в Африке».

В статье также говорилось, что НАТО ведет переговоры по вопросу об открытии своего отдела взаимодействий в штаб-квартире Африканского союза, и что Североатлантический альянс в лице своего юридического отдела работает с коллегами из Африканского союза над «приведением к финальной версии нового соглашения, которое вскоре будет подписано».

В новости также было обнародовано, что комиссар Африканского союза по вопросам мира и безопасности Рамтане Ламамра «подтвердил, что НАТО собирается подписать соглашение о военном сотрудничестве с Африканским союзом», сделав особенный акцент на консолидации Африканских резервных сил (African Standby Force - ASF). Последние, как предполагается, будут состоять из бригад, приписанных к пяти региональным экономическим сообществам на континенте (Северному, Восточному, Западному, Центральному и Южному). На Западные Африканские резервные силы (West African Standby Force) была возложена задача вмешательства (иначе говоря, вторжения и оккупации) в дела Кот-д'Ивуара после объявления о результатах президентских выборов в декабре, а участники Восточных Африканских резервных сил (East Africa Standby Brigade - EASBRIG) - Уганда и Бурунди - действуют в качестве воюющих сторон в гражданской войне в Сомали.

Ламамра из Африканского союза отметил: «Африка хотела бы научиться у НАТО многому, в том числе в области стратегических воздушных перевозок, современных коммуникаций, ротации важных подразделений по регионам и решения вопросов логистики». «НАТО было хорошей моделью для строительства Африканских резервных сил», - добавил он.

В марте прошлого года Альянс доставил по воздуху тысячи бойцов вооруженных сил Уганды в столицу Сомали Могадишо, а также вывез из города несколько сотен военнослужащих - 1 700 и 800 человек соответственно - в рамках поддержки миссии Африканского союза в лице Уганды и Бурунди в Сомали (African Union Mission in Somalia - AMISOM).

Кенийский репортаж также раскрывает информацию о том, что «по мнению экспертов, Африка становится стратегическим полем битвы между мировыми державами, и в частности, между США, Европейским Союзом, Китаем и Россией». При том, что первые две коллективно представлены в лице НАТО и его программы «Партнерство во имя мира» (исключая, на данный момент, Кипр). В этом смысле США и Евросоюз работают в унисон, а вторые две - РФ и Китай - расширяют инвестиции в нефтегазовую промышленность континента. Вдобавок, Россия и Китай являются конкурентами США и их союзников по НАТО в отношении продаж вооружения африканским странам. В статье отмечается: «По данным известных источников, новый договор в области безопасности может стать способом блокировать других крупных поставщиков оружия африканским странам - Китай и Россию».

«Если договор будет одобрен государствами-участниками Африканского союза, это станет большим ударом для Китая и России».

«На своем саммите в 2010 году НАТО поставил себе цель стать глобальным «гарантом безопасности» к 2020 году». 

18 и 19 февраля высокопоставленная делегация чиновников Африканского союза во главе с Сивуиль Тандикайей Бам (Sivuyile Thandikhaya Bam), главой подразделения операций поддержки мира Африканского союза, посетила штаб-квартиру НАТО и ставку верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SHAPE) в Бельгии. Как сообщает НАТО: «Начиная с 2005 года, НАТО и Африканский союз разработали схему все более плодотворного практического сотрудничества… НАТО поддержало миссию Африканского союза в Судане (перебросив по воздуху 30-тысячный воинский контингент в и из региона Дарфур) и сейчас помогает миссии Африканского союза в Сомали в отношении воздушных и морских перевозок, но также планирует оказывать и иную поддержку».

«НАТО также предоставляет тренировочные возможности и помощь в содействии укреплению потенциала долгосрочных миротворческих операций Африканского союза, в частности в виде Африканских резервных сил».

Африканские резервные силы были систематично смоделированы с Сил реагирования НАТО, и запущены после полномасштабных учений в африканском островном государстве Кабо-Верде в 2006 году. ASF - это совместный проект НАТО и Американского командования в Африке, которое - до приведения в состояние полной операционной готовности 1 октября 2008 года – было задумано, реализовано и управлялось командованием сил США в Европе. Командующий сил США в Европе одновременно руководит и Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

В 2007 году Совет НАТО, главный гражданский орган принятия решений в альянсе, составил исследование «по оценке операционной готовности бригад Африканских резервных сил». 

На следующий год генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер посетил Гану с трехдневным визитом и заявил, что «военный альянс может сыграть важную роль в обучении африканских солдат», и в частности, что «Альянс согласился поддержать Африканские резервные силы».

В 2009 блок начал обучение африканских офицеров для ASF в академии НАТО в Обераммергау (Германия). Объединенное командование в Лиссабоне, штаб-квартира альянса, назначенная надзирать за военным сотрудничеством с Африканским союзом, обучала африканских офицеров проводить военные учения, и «НАТО также участвовало в этом процессе и поддерживало различные подготовительные семинары ASF, посвященные разработке принципов, связанных с ASF».

В том же году норвежский полковник Броньяр Нимо - норвежское посольство в Эфиопии выполняет функции неформального посредника в отношениях НАТО с Африканским союзом - заявил, что «сотрудничество НАТО с Африканским союзом сейчас концентрируется на технической поддержке Африканских резервных сил (ASF)».

Веб-сайт норвежского посольства отмечал в то время, что «команда мониторинга и поддержки Африки в штаб-квартире НАТО в Португалии является операционной штаб-квартирой для деятельности альянса в Африке», - как было указано выше.

Тогдашний второй помощник генерального секретаря НАТО Мауритс Йохемс посетил штаб-квартиру Африканского союза в эфиопской столице, где у НАТО был старший офицер связи и некоторые другие официальные представители, позднее в 2009 году.

«Занимая пост второго помощника генерального секретаря НАТО, посол Йохемс часто посещал Аддис-Абебу для дискуссий с Африканским союзом… НАТО предоставляет технические консультации, а также экспертов по конкретным вопросам, информацию об опыте международных операций, и доступ к соответствующему опыту международных операций, и к тренировочным объектам для комиссии Африканского союза в контексте Африканских резервных сил».

В январе этого года, 26 и 27 числа, военный комитет НАТО провел двухдневные встречи в Брюсселе с руководителями оборонных ведомств - главой объединенного комитета начальников штабов ВС США адмиралом Майклом Мюлленом и его коллегами, и другими военными представителями из 66 стран, т.е. трети государств-членов ООН.

На встречах обсуждался ход операций НАТО в Афганистане - в рамках ныне самой крупной и самой продолжительной войны в мире, где под знаменами объединенных международных сил несут службу порядка 140 000 военнослужащих из примерно пятидесяти стран, а также ситуацию с действиями альянса в других регионах - на Балканах (где действуют «Силы Косово» - Kosovo Force), в Средиземноморском регионе (Операция «Активные усилия» - Operation Active Endeavor), на юге Африки, в Аденском заливе и вдоль восточного побережья Африки (Операция «Океанский щит» - Operation Ocean Shield).

Во время встреч военного комитета и других подобных встреч была также проведена сессия «Средиземноморский диалог», с участием военных руководителей из семи стран-партнеров НАТО - Израиля, Египта, Туниса, Алжира, Иордании, Марокко и Мавритании. Данная сессия проводилась тогда, когда президент Туниса Бен Али уже был свергнут, а демонстрации в Египте, требовавшие аналогичной судьбы для Хосни Мубарака, еще продолжались.

9 февраля сербское информационное агентство Beta сообщило, что министр обороны Драган Сутанович объявил, что стратегическая конференция НАТО под названием «После Лиссабона: Осуществление преобразований» пройдет в столице его страны Белграде в июне, с участием представителей 69 стран, включая все 28 стран-членов НАТО, 22 страны-участницы программы НАТО «Партнерство во имя мира» в Европе, на Кавказе и в Средней Азии, и еще 19 других стран.

В дополнение к «Средиземноморскому диалогу» действует программа НАТО «Стамбульская инициатива сотрудничества», которая развивает военное сотрудничество со странами Персидского залива - Бахрейном, Кувейтом, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, и в будущем должна также затронуть Оман и Саудовскую Аравию. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен 15-16 февраля был в Катаре, где принимал участие в двухдневной конференции «Углубление сотрудничества в рамках Стамбульской инициативы НАТО». В конференции участвовали представители 28 стран блока и высшие военные и правительственные чины из шести стран залива, участвующих в этом сотрудничестве - Бахрейна, Кувейта, Катара, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ. У первого и у последнего государства из этого перечня есть свои войска, служащие под началом НАТО в рамках миссии в Афганистане.

У НАТО есть также партнерская категория под названием «контактные страны». Четырьмя такими странами после расширения являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона: Австралия, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея. Возглавляемый США военный блок также поддерживает работу афганистано-пакистанско-международной трехсторонней комиссии сил содействия безопасности - для координирования военных действий с обеих сторон перевала Хайбер, и имеет войска и другой военный персонал, приписанный к его командованию в Афганистане от стран, которые не входят в число тех 70 стран-членов и стран-партнеров - из Колумбии, Малайзии, Монголии, Сингапура и государства Тонга.

Совет Россия-НАТО был в какой-то степени возрожден на саммите блока в Лиссабоне в ноябре 2010 года, а силы НАТО в Косово (KFOR) обучают и снабжают всем необходимым вооруженные силы Косово - Силы безопасности Косово. Таким образом, у НАТО имеется не менее 75 членов и партнеров, с учетом того, что даже предпочитавший ранее оставаться нейтральным Кипр, как предполагается, пойдет тропой партнерства.

В Африканском союзе - 53 члена, и вскоре появятся новые - как минимум после успешного референдума о независимости в Южном Судане. В Африканский союз входит Арабская демократическая республика Сахрави (Западная Сахара), завоеванная Марокко в 1975 году и не признанная ни одним государством НАТО, но при этом не входит Марокко, которая вышла из Африканского союза как раз из-за признания и инкорпорирования в свой состав последним Западной Сахары. Четыре члена Африканского союза, кроме Марокко, уже являются участниками партнерской программы НАТО, «Средиземноморского диалога» - Алжир, Египет, Мавритания и Тунис - так что договор о военном сотрудничестве НАТО с Африканским союзом даст Североатлантическому альянсу 50 новых партнеров.

Таким образом, единственный всемирный военный блок может получить дальнейшее расширение - напомним, что в период с 1999 по 2009 год он расширился с 16 до 28 членов, а теперь на международной арене это объединение будет состоять из примерно ста военных партнеров. Партнеры и участники на каждом населенном континенте. Две трети стран мира.