Путин с Медведевым будут находиться у штурвала политической власти весь 2011 год, а скорее всего, и дальше. Однако в определении курса страны на предстоящие годы важную роль будут играть не только трудные вопросы лидерства, но также и различные тенденции политического, экономического и внешнеполитического характера. Какие же факторы станут решающими, и какие «неизвестные» нам следует фиксировать на своих радарах?
Путин весь 2011 год будет ключевой фигурой, принимающей главные решения, хотя он занимает пост премьер-министра. Дмитрий Медведев будет президентом как минимум до мая 2012 года – если не случится какой-нибудь катастрофический кризис, который ему не удастся разрешить. И это несмотря на то, что Медведев отстает от Путина по степени влияния и популярности. Премьер-министр, президент и их союзники (ставленники премьера и президента, занимающие ключевые посты в исполнительной и судебной власти) будут и впредь жестко контролировать федеральную власть, большую часть региональных руководителей и парламент. Они и дальше будут оказывать колоссальное влияние на судебную власть, на средства массовой информации и на значительную часть гражданского общества. Из всех группировок, приведенных Владимиром Путиным к власти после занятия им должности президента в 2000 году, «силовики», включающие в свой состав бывших и действующих офицеров российских спецслужб, разведки и правоохранительных органов, останутся самым сильным кланом в политической элите страны.
Если смотреть на политическую среду в более широких масштабах, то после выборов в нижнюю палату федерального парламента в декабре 2012 года путинская партия «Единая Россия» сохранит в Государственной Думе большинство, хотя большинство это может немного сократиться. Партия будет и дальше контролировать верхнюю палату федерального парламента и многие парламенты в регионах, существенно подкрепляя планы и цели Путина и Медведева.
Радикализация «несистемной оппозиции», как ее называет Кремль, будет продолжаться, и многие оппозиционные деятели объединят свои усилия в борьбе с властью, несмотря на имеющиеся между ними политические разногласия. Также продолжатся беспорядки в обществе и столкновения с полицией.
Российская экономика в условиях роста нефтяных цен, которые в январе 2011 года приблизились к 100 долларам за баррель, продолжит процесс выхода из мирового экономического кризиса. Номинальный ВВП России в 2011 году увеличится на 4,3%, что больше показателя 2010 года в 4,1%, приведенного в прогнозе Economist за 14 января. Поскольку доходы от нефти и газа составляют половину поступлений в российский бюджет и более 60% экспортной выручки, экономика страны в ближайшей перспективе сохранит свою зависимость от мировых нефтяных цен, несмотря на постоянные призывы Медведева проводить экономическую диверсификацию и модернизацию. Масштабная коррупция будет и дальше подрывать усилия государства по модернизации и диверсификации экономики, совершенствованию системы государственного управления и укреплению правопорядка, несмотря на продолжающуюся борьбу Медведева со взяточничеством. По оценкам президентской администрации, коррупция обходится России ежегодно в 2,9% ее ВВП.
Общее социальное и экономическое неравенство сохранится, подтачивая усилия центрального правительства по улучшению социально-экономической ситуации и обстановки в сфере безопасности.
Оборонные факторы и факторы безопасности
Стратегическая ядерная триада России сохранится на достаточно высоком уровне, обеспечивая сдерживание и сравнительный паритет с США благодаря новому договору СНВ. Неядерные силы страны будут и впредь уступать вооруженным силам НАТО и Китая, но они сохранят ту мощь и надежность, которой достаточно для победы в любом конфликте на южных рубежах России.
Силы безопасности и правоохранительные органы будут не в состоянии в полной мере сдерживать партизанские движения на Северном Кавказе, но они сохранят свою мощь, особенно Федеральная служба безопасности. Эти ведомства вполне способны эффективно подавлять протесты оппозиции, обеспечивая плавную передачу власти или переизбрание Медведева в 2012 году.
У северокавказских террористов и отрядов боевиков достаточно сил, ресурсов и поддержки, чтобы продолжать конфликт низкой интенсивности в регионе, а также проводить террористические акты в крупных российских городах. Со стратегической и геополитической точки зрения эти силы выиграют от ухода США из Ирака и Афганистана, потому что в связи с выводом войск джихадисты перенесут часть своего внимания обратно на Северный Кавказ.
Кроме того, продолжающаяся череда нападений на почве расовой ненависти, в том числе, беспорядки, устроенные ультранационалистами в декабре 2010 года в центре Москвы, показывают, что радикальный национализм усиливает свои позиции в стране, пользуясь все большей популярностью среди населения.
Внешнеполитические факторы
Российские государственные ведомства будут и впредь выполнять указание Медведева «прекратить надувать щеки», и сосредоточат внимание на создании, как сказал президент, «модернизационных альянсов» с западными странами с целью получения доступа к их технологиям и экспертным знаниям. Кремль будет добиваться интеграции российской экономики в крупные глобальные системы на благоприятных для страны условиях, в том числе, вступления России в ВТО и Организацию экономического сотрудничества и развития, а также стремиться к обеспечению выгодных условий в торговле.
Россия будет стараться привлечь и приблизить к Москве как можно больше бывших советских республик, особенно в сфере энергетики и коллективной безопасности. Она будет проявлять интерес к совместной с Западом борьбе против международного терроризма, организованных преступных группировок и распространения оружия массового уничтожения. Такая общность позиций с Западом будет оказывать свое влияние на политику России в отношении Афганистана (в вопросе производства и перевозки опиатов) и Северной Кореи (по программе ядерного оружия).
Россия может проявить большую готовность к согласованию своих позиций с Западом в вопросе северокорейской программы ядерного оружия, нежели иранской программы того же направления. Это объясняется экономическими интересами России в Иране и способностью Тегерана создавать Москве проблемы на Северном и Южном Кавказе, а также в Центральной Азии. Тем не менее, Россия продолжит оказывать содействие Западу в целях недопущения превращения Ирана в ядерную державу. Но при этом содействие будет оказываться лишь до того момента, пока оно не вызовет противодействие со стороны Тегерана.
Существует значительное расхождение интересов между Россией и США по целому ряду вопросов – прежде всего, по системе противоракетной обороны в Европе, по диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов с постсоветского пространства и по статусу Косова. Но все это вряд ли серьезно навредит начавшейся «перезагрузке» отношений между двумя странами. Медведев будет и впредь проводить характерную для него прагматичную внешнюю политику, стремясь сдерживать распространение американской ПРО в Европе и одновременно добиваясь от США помощи в модернизации российской экономики и в других вопросах.
Отношения между ЕС и Россией должны и дальше развиваться в позитивном ключе, хотя больших прорывов здесь ожидать не приходится. Будут бурно развиваться торговые связи, ожидается улучшение двусторонних отношений в плане визового режима и в области образования.
Поскольку НАТО заблокировала планы принятия в члены альянса Грузии и Украины, отношения между Россией и НАТО в наступившем году будут все больше улучшаться. Москва и Брюссель будут продвигать свои общие интересы в таких вопросах как стабилизация обстановки в Афганистане, предотвращение конфликтов в Евразии, борьба с терроризмом и противодействие распространению оружия массового уничтожения и ракетной техники.
Россия продолжит свое сотрудничество с Китаем, с обеспокоенностью наблюдая за тем, как эта страна превращается в сверхдержаву. При этом главный упор Москва будет делать на энергетику, торговлю оружием и региональную безопасность.
Основные факторы неопределенности в наступившем году
Излагаемые ниже ключевые факторы неопределенности могут многое изменить в России, приведя к смене караула в Кремле и к изменению направления развития России.
Нет никаких сомнений, что Путин в 2012 году сможет вернуться в Кремль, если он того захочет, учитывая лояльность Медведева к своему наставнику, существующую у Путина базу власти и способность режима влиять на процесс голосования, если не на подсчет голосов. Но как свидетельствуют ставшие достоянием гласности американские дипломатические телеграммы и сообщения в прессе, отношение Путина к работе изменилось, и не исключено, что он устал. Тем не менее, и Путин, и Медведев постоянно дают понять, что они готовы баллотироваться в следующем году, хотя Путин пока не объявил официально, намерен ли он участвовать в гонке.
Далее, эскалация «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве будет оказывать мощное дестабилизирующее воздействие на ближнее зарубежье, которое Россия считает своей вотчиной. Возобновление вооруженного конфликта с Грузией из-за Южной Осетии и Абхазии или конфликт в Нагорном Карабахе могут привести к разрастанию насилия и нестабильности на и без того неустойчивом Северном Кавказе. Вполне реальная возможность государственного коллапса в одной из таких замороженных зон конфликта может стать основой для укрепления террористических и повстанческих группировок.
На горизонте также неотступно маячит «террористический кошмар». Получив и применив оружие массового уничтожения в крупном российском городе и/или захватив большое количество заложников, террористы могут спровоцировать власти на масштабные и огульные ответные действия, что приведет к длительной дестабилизации обстановки в регионе и к новому возникновению мятежных очагов сопротивления в удаленных уголках Северного Кавказа.
Кроме того, российская экономика по-прежнему отстает от лидеров мирового рынка по показателям производительности и эффективности и по-прежнему чрезмерно зависит от экспорта полезных ископаемых. Вторая, более длительная волна глобального экономического кризиса может очень больно ударить по России, что заставит правительство потратить остатки средств, припасенных на черный день. Бюджет России на 2011 год сформирован на ценовом прогнозе на нефть в пределах минимума в 75 долларов, и в настоящее время правительство прогнозирует среднегодовой ценовой уровень в 80 долларов. Если цены на нефть снизятся на 50 с лишним процентов и останутся на таком уровне, правительство быстро истощит резервы и окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед населением. А это может вызвать крупные потрясения и беспорядки.
Масштабное и длительное нарушение работы инфраструктуры, стихийное бедствие или вспышка националистических бунтов в крупных российских городах также может вызвать неустойчивость режима в текущем году. Тем не менее, вероятность такого развития событий, как и всех вышеупомянутых неопределенностей, оценить точно и определенно просто невозможно.
Заключение
Усиление экономического кризиса и президентские выборы 2012 года могут вынудить Путина и Медведева поддержать третьего кандидата на президентский пост. А в случае возникновения острых кризисов, таких как война или масштабный националистический бунт, возвращение Путина в Кремль станет более вероятным. Но если таких острых кризисов не будет, велики шансы того, что Медведев в 2012 году сохранит свой пост. Поскольку Медведев настойчиво стремится к модернизации России, это будет наиболее благоприятный из всех исходов.
Симон Сараджян является научным сотрудником Белферовского центра при школе им. Кеннеди Гарвардского университета (Harvard Kennedy School’s Belfer Center). Он автор нескольких работ, посвященных вопросам безопасности и терроризма.
Наби Абдуллаев – заместитель редактора Moscow Times.