В конце прошлого года Москва и София договорились о создании совместного предприятия для прокладки участка газопровода «Южный поток» по территории Болгарии. Это был последний этап подготовительных работ по реализации данного проекта. Трубопровод должен пройти по территории Хорватии, Греции, Италии, Сербии, Венгрии, Словении и Австрии, а его пропускная способность должна составить 63 миллирда кубометров газа в год (при этом уже известно, каким газом он будет заполнен). Цена проекта по оценкам Газпрома - 18-24 милиарда долларов.
Что касается «Набукко», то немецкая «Handelsblatt» 12 октября 2010 года написала, что окончательное решение о строительстве газопровода длиной 3300 км и ценой в 8 миллиардов долларов будет принято в 2011 году. Это значит, что его прокладка начнется не раньше 2012 года, а газ по нему пойдет не раньше 2015 года. В свою очередь «The Wall Street Journal» 24 декабря 2010 года сообщила, что Азербайджан в 2011 году намерен выбрать разработчика огромного каспийского газового месторождения «Шах-Дениз 2». Претендентов много. Среди них и европейские компании, не входящие в консорциум по строительству «Набукко» - например, итальянская Edison SpA и греческая DEPA. Видимо, европейцы начинают соперничать не только с Россией, но и между собой.
Консорциуму по строительству «Набукко» никак не удается договориться о поставках газа ни с Азербайджаном, ни с Туркменией, а ведь планируемая мощность трубопровода – 30 миллиардов кубометров газа в год. Среди потенциальных поставщиков газа также упоминаются Казахстан, Иран, Египет и Иран, однако все это долгосрочная перспектива без конкретных договоренностей. Правда в конце 2010 года появилось сообщение о том, что Туркмения готова ежегодно поставлять в Европу 40 миллиардов кубометров газа, но серьезного подтверждения оно не получило.
Динамика у соперничества «Набукко» и «Южного потока» высока. В частности постоянно меняется и никак не может устояться структура участников конкурирующих проектов. Например, трудно понять характер отношений между Газпромом и итальянским концерном «Eni SpA». 2 декабря 2010 года, основываясь на документах WikiLeaks, итальянская «L‘Occidentale» сообщила, что Eni SpA собирается участвовать в российском проекте – в данном случае концерну льстит привлечение именно его трубопрокладчиков (схожее желание выразили французы из EdF и немцы из E.On).
Однако ЕС и США отрицательно относятся к такому решению итальянской компании. В начале 2010 года Госсекретарь США Х. Клинтон даже запросила у американских посольств в Москве и Риме данные о возможных «личных инвестициях» С. Берлускони и В. Путина в «Южный поток», а Eni в Риме пришлось отвечать на соответствующие вопросы американских конгрессменов.
Кстати, 17 декабря 2010 года было объявлено о том, что Хорватия отказалась продлить договор с Газпромом о поставках газа. Хорватская компания INA сообщила, что в течение ближайших трех лет газ в страну будет поставлять Eni, так как это должно сделать цену на продукт более гибкой. По мнению В. Нестерова из компании «Тройка диалог», как только появится возможность менять поставщиков газа без штрафных санкций, страны Европы сразу же начнут искать более дешевых из них и диверсифицируют свой газовый импорт. В соответствии с данными East European Gas Analysis, газовый экспорт Eni за три квартала прошлого года по сравнению с теми же показателями за 2009 года вырос на 9,6%, а российский – уменьшился на 48%.
«Южный поток» помимо всего прочего должен уменьшить транзитную зависимость России от Украины, президент которой в 2010 году несколько раз говорил о том, что будет стремиться к остановке данного проекта. В частности в ноябре прошлого года в Брюсселе В. Янукович заявил, что поставки российского газа в Европу в обход Украины не соответствует духу партнерства между странами, и поэтому Москве следует пересмотреть свое решение. Киев предлагает России и ЕС заключить долгосрочную сделку, в соответствии с которой Европа гарантирует России импорт установленного объема газа, который Россия должна будет поставлять через территорию Украины. Больше того, в таком случае Украина готова к совместному с Брюсселем и Москвой управлению своими газотранспортными сетями. Однако Газпром заявил, что ему более приемлемо двустороннее сотрудничество с Украиной, через территорию которой сегодня в Европу поставляется 80% российского газа.
Аналитик компании «RusEnergy» М. Крутихин утверждает, что Газпром занялся «потоками» с целью контроля всех этапов поставки газа, начиная с добычи и заканчивая конечным потребителем. Единственный шанс создания совместного газового консорциума России, ЕС и Украины, который занялся бы модернизацией газотранспортных сетей последней – непреодолимые трудности постройки «Южного потока». По мнению М. Крутихина, данный проект абсолютно некоммерческий хотя бы потому, что он стоит 20 миллиардов долларов, а модернизация украинских газотранспортных сетей – 4,5 миллирдов долларов.
Таким образом, пасьянс «Южного потока» и «Набукко» достаточно запутан – один стратегический межрегиональный проект против другого. В то же время европейцы соперничают не только с Россией, но и между собой, а Украина соперничает с Россией, и наоборот. Наконец, нельзя забывать о возрастающем спросе на сланцевый газ и все более активных поисках альтернативных источников энергии. Короче говоря, пока рано утверждать – кто кого, а может быть и оба проекта так и останутся на бумаге.