Ливийский лидер Муамар Каддафи демонстративно заявил во вторник, что будет бороться «до последней капли крови», защищая свое 41-летнее правление, и призвал поддерживающие его силы восстановить контроль после недели мятежа, который превратил его государственную власть в лохмотья.
Столкнувшись с народным восстанием, поддержанным высокопоставленными приверженцами действовавшего режима, Каддафи в своем 70-минутном обращении придерживался зловещего тона, приводя в пример силовое подавление восстания на площади Тяньаньмэнь в Китае в 1989 году, чтобы отметить, что его режим тоже не постоит за применением еще большей силы, если это будет необходимо для того, чтобы удержать власть.
«Я не покину страну», - провозгласил Каддафи в беспорядочно выстроенном телеобращении, с которым он выступал с развалин президентского дворца, разрушенного в 1986 году ударами с воздуха ВВС США. «Я умру как мученик, в конце концов». Он не выразил никакого раскаяния или сожаления в связи с боевыми действиями лояльных ему сил против своих граждан, вместо этого призвав к «очищению Ливии дом за домом».
При том, что мятежники контролируют большую часть восточной половины страны, насилие, охватившее Ливию, уже стало самым страшным за месяц беспорядков в регионе, которые уже привели к свержению режимов в Тунисе и Египте и распространились по всей Северной Африке и Ближнему Востоку. Ливийские военные и силы безопасности использовали самолеты и вертолеты для нанесения ответного удара, поставив мировой нефтяной и фондовый рынки перед перспективой нарушения работы важного поставщика нефти.
Соединенные Штаты и ООН осудили использование ливийским лидером военной силы против своих граждан, администрация Обамы прибегла к самому жесткому языку в своем осуждении действий 68-летнего Каддафи. Но некоторые давние союзники встали на защиту Каддафи, так поступили, например, никарагуанский лидер Даниэль Ортега, который позвонил ливийскому руководителю, чтобы помочь ему преодолеть «напряженный момент».
В условиях ограниченной работы интернета и недопущения в страну иностранных журналистов и обозревателей, информация о происходящем в Ливии приходит в основном через третьи руки – от местных жителей, с которыми связываются по телефону, или от тех, кто покидает Ливию через восточную границу с Египтом.
При этом вырисовывается картина страны в смятении, при том, что основные нефтяные районы уже под контролем оппозиции, морские порты закрыты, основные племена готовятся к вооруженному конфликту, а в столице Триполи идут интенсивные столкновения. Жители второй день сообщают о том, что видели африканских военных, которых они считают наемниками, и говорят, что они убивают мирных граждан и стреляют в воздух.
Сообщения о количестве погибших позволяют говорить о более чем пятистах жертвах за несколько дней волнений, многие из них были убиты в прибрежном городе Бенгази, на востоке Ливии, где режим Каддафи многие годы подавлял влиятельных лидеров местных племен. Эти цифры сообщают представители оппозиции и правозащитные организации, которые говорят, что их данные основываются на данных врачей и больниц в Ливии.
Разные страны, включая Соединенные Штаты, работают над эвакуацией своих сотрудников посольств и других граждан из страны. Госдепартамент объявил во вторник вечером, что американских граждан эвакуируют из Ливии паромом из Триполи на Мальту, эта эвакуация начнется в среду.
В ливийском посольстве в Швеции дипломаты позволили протестующим поднять флаг свергнутой ливийской монархии в первый раз с момента прихода Каддафи к власти в 1969 году.
Каддафи появился в своем телеобращении к народу в традиционном коричневом тюрбане и плаще, и в своих фирменных темных очках. Он, судя по всему, намеревался убедить ливийцев и весь мир, что он по-прежнему контролирует страну, даже при том, что дезертирства из его лагеря продолжаются.
Назвав оппозиционеров «крысами», Каддафи призвал тех, кто его поддерживает, «преследовать их» и передавать силам безопасности.
«Я еще не отдал приказ об использовании силы, еще не приказал выпустить ни одной пули», - сказал он. «Когда я это сделают, сгорит все». Он предположил, что протестующие находятся под влиянием «галлюциногенных таблеток».
Одновременно с передачей обращения ливийское национальное телевидение показало кадры сотен людей, выступавших в поддержку Каддафи на центральной Зеленой площади Триполи, размахивающих флагами. Жители заявили, что проправительственные силы очистили площадь от антиправительственных демонстрантов поздно вечером в понедельник, после того как бойцы Каддафи открыли огонь.
Не было возможности проверить, в какой степени демонстрации были постановочными, и в какой степени наблюдалась поддержка Каддафи на улицах столицы.
Среди перебежчиков со стороны режима Каддафи самым высокопоставленным стал министр внутренних дел, Абдель Фатах Юнес аль-Абиди, который, как сообщил телеканал al-Jazeera, призвал во вторник ливийскую армию присоединиться к народу и к их «законным требованиям».
Тем не менее, представитель Ливии в ООН Абдуррахман Мохаммед Шальгам, появился, представляя свое правительство в Совете Безопасности ООН, и призвал совет обсудить волнения. Появление Шальгама произошло на следующий день после того, как его заместитель Ибрагим Даббаши публично отвернулся от Каддафи.
Беспорядки, которые охватили Ближний Восток, продолжали распространяться по региону и во вторник. В Йемене двое антиправительственных демонстрантов были убиты в столкновениях с теми, кто поддерживает президента Али Абдаллу Салеха, возле университета Саны, в то время как десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы в столице Бахрейна Манаме в знак протеста против монархии этой страны.
Большую часть правления Кадаффи США поносили его режим за то, что он поддерживает терроризм, включая атаку 1986 года в Берлине, которая привела к ответным военным действиям со стороны администрации Рейгана. Но в последние годы режим Кадаффи получил реабилитацию в глазах Запада, после того как Каддафи отказался от терроризма и открыл свои военные объекты для американских инспекторов.
После выступления Каддафи некоторые местные жители, с которыми мы смогли связаться по телефону, слишком боялись разговаривать с американским журналистом. Другие в Триполи описывали развертывающийся хаос в своих районах, по мере того как лояльные Каддафи силы исполняли его требование охоты на протестующих.
В районах Завият Дехмани и Фашлум жители сообщали о целенаправленных нападениях, которые осуществляли сторонники Каддафи.
«Его люди ходят вокруг и стреляют в народ», - сообщил один житель Триполи по электронной почте, попросив, чтобы его имя не называлось в целях безопасности. «Пикапы с людьми в форме ездят по нашему району и стреляют из оружия. Снаружи очень шумно».
В своей речи Каддафи настаивал на том, что молодежь и другие вовлеченные в мятеж против его режима, «манипулируемы» восстаниями в соседнем Тунисе, где акции протеста положили конец 23-летнему правлению президента Бен Али. Он также сказал, что страсти в Ливии разжигают «наемники», и все происходит под влиянием из-за рубежа.
Он также нарисовал мрачный сценарий, описав, что произойдет в Ливии, если его свергнут – страна будет ввергнута в такой же хаос как в Ираке и Афганистане, она превратится в исламское государство, где будет властвовать «Аль-Каида», и даже не исключил возможности вторжения со стороны Соединенных Штатов.
Он особенно призывал жителей Бенгази, угрожая прекратить поставки воды и электричества во второй по величине город страны.
Жители говорили во вторник, что Бенгази – под контролем протестующих, а на улицах спокойно. Военные лидеры, полиция и другие подразделения безопасности, судя по всему, поддерживают оппозицию. Граждане на улицах защищают свои районы, ожидается, что в ближайшие несколько дней вновь откроются банки и школы.
В городе наблюдалось общее чувство эйфории, город этот расположен примерно в 600 милях от Триполи. «Это свободная Ливия», - провозгласил Амаль Бугайгис, 50-летний юрист. «Силы безопасности и народ в Бенгази едины. Мы теперь одно целое. Каддафи больше нет».
Из Триполи приходят противоречивые сообщения о степени разгула насилия. Некоторые жители описывают окрестности как зоны боевых действий, где люди блокированы в своих домах, боятся выходить на улицы из страха перед иностранными наемниками и лояльными Каддафи силами, разъезжающими по улицам в джипах и военных грузовиках. Многие правительственные здания поджигают, в то время как силы безопасности охраняют телецентр. Но другие жители столицы говорят, что в их районах все спокойно.
«Бомбардировок города не было, по крайней мере там, где я живу», - говорит второй житель Триполи, который также разговаривал на условиях анонимности, он также сказал, что не поддерживает Каддафи. «Я откровенно говорю. Тут очень спокойно».
Но первый житель Триполи сказал, что медицинская помощь недоступна, некоторые машины скорой помощи расстреляны и сожжены ливийскими наемниками, защищающими режим Каддафи. «Были сообщения, что наемники ездили в «скорых» и прямо из них стреляли в народ».
В Таджуре, территории на восточной окраине столицы, по сообщениям, трупы и раненых оставляют на улицах, потому что ВВС с воздуха блокировали доступ в зону, говорит местный житель.
Корреспонденты Лейла Фадель в Тобруке, Ливия, и Джанин Захария в Абу-Даби, а также редакторы Колан Линч в Организации объединенных наций и Уильям Брэнигин и Говард Шнейдер вместе с Дэбби Уилгорен в Вашингтоне – авторы данной статьи.