Краткое изложение
23-24 февраля российский премьер-министр Владимир Путин будет находиться с визитом в Брюсселе. В повестке его встреч с руководителями ЕС стоит целый ряд вопросов, однако главная цель данного визита это энергетика. России и Европейскому Союзу предстоит проработать несколько спорных проблем, связанных с энергетикой, а текущие беспорядки в добывающих энергоресурсы ближневосточных странах ставят Россию в выгодное положение на переговорах.
Анализ
Российский премьер-министр Владимир Путин будет находиться 23-24 февраля в Брюсселе во главе крупной делегации. Там запланированы его встречи с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, с президентом Европейского совета Херманом Ван Ромпеем и с другими руководителями ЕС. Хотя в официальной повестке визита значатся торговые переговоры России и ЕС, а также перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, главная цель визита Путина это энергетика – вопрос, в котором между русскими и европейцами сохраняется ряд разногласий. Беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, особенно в такой газо- и нефтедобывающей стране как Ливия, усиливают позиции Москвы на этих и будущих переговорах.
Во время визита Путина состоится обсуждение по трем важнейшим вопросам, относящимся к области энергетики. Все они вызывают противоречия между Россией и Евросоюзом, а также между европейцами. Первый вопрос касается заключения Россией соглашений о газовых поставках со странами-членами ЕС по отдельности, а не с Евросоюзом в целом. Еврокомиссия хотела бы получить возможность вести переговоры о ценах с Россией от имени всего блока. Однако государства-члены ЕС зачастую проводят такие переговоры в двустороннем порядке, примером чему является заключенное недавно газовое соглашение между Россией и Польшей. Это порождает раскол между Брюсселем и членами Евросоюза в вопросе о том, как ЕС должен вести дела с Россией. И Москва этими противоречиями с готовностью пользуется.
Второй вопрос – это предложение Еврокомиссии «отделить» российский контроль над добычей энергоресурсов от их распределения в странах ЕС. Россия выступает резко против такого предложения. Его также не поддерживают крупные европейские игроки, такие как Германия и польская газовая компания PGNiG. Однако источники STRATFOR в Москве сообщают, что Газпром сегодня нервничает, опасаясь принятия в какой-то момент такого предложения, пусть и в смягченной форме. На самом деле, глава Газпрома Алексей Миллер уже заявил, что Россия хотела бы, чтобы Еврокомиссия разъяснила ей свои усилия по либерализации энергетического рынка. Этот же вопрос был поднят и обсужден в качестве ключевого на недавних переговорах России и Польши, в связи с чем Еврокомиссия пригрозила судебными исками. По словам российского представителя в Европейском Союзе Владимира Чижова, переговоры между Россией и ЕС по данному вопросу «могут быть неприятными».
Третий вопрос касается механизма ценообразования по энергетическим сделкам между Россией и Европой – как по спотовым, так и по долгосрочным контрактным ценам. Москва всегда отдавала и отдает предпочтение последним, поскольку это дает России возможность устанавливать конкретные объемы природного газа, поставляемого в европейские страны, независимо от того, используют они весь этот объем или нет. Европейцы со своей стороны предпочитают спотовые цены, поскольку в этом случае они могут варьировать объемы импорта в зависимости от внешних факторов, таких как погода, экономические условия и хранение, которые влияют на объемы потребления. Кроме того, поскольку европейцы строят различные соединительные трубопроводы, им будет легче транспортировать газ по всей Европе, и они смогут воспользоваться преимуществом спотовых цен (в то время как долгосрочные контракты в определенной степени срывают реализацию задачи по созданию взаимосвязанного общеевропейского рынка). Сегодня спрос в Европе снижается, и поэтому Евросоюз активно проталкивает идею механизма спотового ценообразования. Россия может дать согласие на использование спотовых цен некоторым европейским странам, которым она доверяет, например, Германии, поскольку Москва знает, что эта страна будет еще долго рассчитывать на Россию и зависеть от нее. Немецкая фирма E.ON уже начинает настаивать на спотовых ценах в ожидании реализации российско-германского проекта «Северный поток». Это значит, что Германия будет использовать новый газопровод далеко не на полную мощность, поскольку большие объемы ей не нужны. И в этих условиях крайне важно понаблюдать за тем, не согласится ли Россия тайком на такие или несколько иные условия.
Еще одна тема, которая будет обсуждаться обязательно, это усиление нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Продолжение беспорядков, в частности, в газо- и нефтедобывающих странах, таких как Ливия, которая поставляет в Европу и особенно в Италию большие объемы нефти и природного газа, создает неопределенность в вопросе энергопоставок в Европу. Идя на эти переговоры, Россия уже занимала стратегически выгодное положение, поскольку европейские проекты энергетической диверсификации осуществляются неуверенно и соперничают друг с другом. А теперь она деятельно прощупывает почву в таких странах как Польша, Германия и Латвия. Но сейчас позиции России укрепляются еще больше, так как беспорядки на Ближнем Востоке усиливаются, цены на нефть растут, а общая неопределенность на мировом энергетическом рынке увеличивается.
Более того, на ливийские и алжирские поставки природного газа возлагали большие надежды, видя в них альтернативу поставкам в Европу из России. Прежде Северную Африку считали геополитически стабильной альтернативой неустойчивым поставкам энергоресурсов из России. Но поскольку сегодня Украина уже не является полем битвы между Россией и Западом, а нестабильность в Северной Африке усиливается, эти страны поменялись своими ролями. Поэтому визит Путина дает России в этот стратегически важный момент хорошую возможность для упорного торга с европейцами по самым разным спорным вопросам из области энергетики.