Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа переосмысливает зависимость от ливийской нефти

В объеме потребления нефти в Италии и Испании ливийские поставки составляют соответственно 22% и 13%. Найти замену такому объему поставок в короткие сроки будет очень непросто

© REUTERS/Brendan McDermidЕвропа переосмысливает свою зависимость от ливийской нефти
Европа переосмысливает свою зависимость от ливийской нефти
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Беспорядки в Ливии продолжают сеять хаос на мировых нефтяных рынках. Цены растут, а европейские страны думают и гадают, как снизить негативный эффект от перебоев с поставками газа и нефти из этой североафриканской страны.

Мадрид – Беспорядки в Ливии продолжают сеять хаос на мировых нефтяных рынках. Цены растут, а европейские страны думают и гадают, как снизить негативный эффект от перебоев с поставками газа и нефти из этой североафриканской страны.

Сегодня добыча нефти в Ливии сократилась примерно на четверть, а экспорт газа прекращен полностью, о чем свидетельствуют сообщения СМИ. Большинство аналитиков считает, что перебои усилятся, особенно в связи с тем, что Муаммар Каддафи пригрозил взорвать трубопроводы.

Аналитики согласны с тем, что глобальным поставкам нефти и газа мало что угрожает, поскольку на долю Ливии приходится всего 2 процента мировой добычи нефти. Однако такие страны как Италия, Франция и Испания в 2010 году получают из Ливии соответственно 22, 16 и 13 процентов от общего объема своего потребления нефти. Найти замену такому объему поставок в короткие сроки будет очень непросто. Более 85% ливийского нефтяного экспорта идет в Европу.

Это заставляет планирующие энергетические органы задумываться, насколько разумно и дальше полагаться на Северную Африку, в которую страны юга Европы инвестировали значительные средства в целях снижения зависимости от поставок из России и Ирана, причем даже в том случае, если общественные беспорядки в Ливии закончатся мирной отставкой Каддафи.

«Европе приходится делать выбор между ростом зависимости от России и от Ближнего Востока, или от обоих», - говорит старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) и бывший главный экономист Международного энергетического агентства (International Energy Agency) Херман Франссен (Herman Franssen).

Старший нефтяной аналитик из лондонского Центра глобальных энергетических исследований (Center for Global Energy Studies) Манучер Такин (Manouchehr Takin) предлагает иной способ продвижения вперед. «Безопасность поставок будет обеспечиваться с еще большей настойчивостью, - говорит он. – Эти страны найдут другие источники, не ограничиваясь Северной Африкой и Ближним Востоком, например, в Норвегии и в Арктике».

Италия и Испания сделали большую ставку на Северную Африку


Италия и Испания сделали большую ставку на Северную Африку, где находятся самые крупные достоверные запасы нефти и газа на континенте. Правда, добыча там занимает третье место из-за многолетней запущенности. Когда Ливия в 1988 году взорвала самолет компании Pan Am над шотландским местечком Локерби, против нее были введены санкции, вследствие чего американские и британские компании ушли оттуда. Но национальные энергетические гиганты Италии и Испании ENI и Repsol остались, отказавшись разрывать связи.

В результате, когда Каддафи заключил мир с Западом, отказавшись в 2003 году от программы создания ядерного оружия, Италия и Испания были вознаграждены. Обе страны все больше зависели от ливийской нефти, и инвестиции текли туда все активнее. В совокупности на долю ENI и Repsol приходится около трети добычи нефти и почти весь объем добычи газа.

Бывшая колониальная хозяйка Ливии Италия страдает больше других. Она не только чрезмерно зависит от нефтяного импорта из Ливии. По данным Международного энергетического агентства, за первые 10 месяцев 2010 года 13 процентов потребляемого в Италии газа также было получено от ее соседки по Средиземноморью.

«В мире немного мест, где можно найти идеальную замену ливийской нефти», которая обладает очень высоким качеством, говорит Франссен из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. «Европа пытается диверсифицировать поставки, насколько это возможно, но она не хочет обращаться к тем странам, за счет которых такую диверсификацию можно осуществить».

Под руководством премьер-министра Сильвио Берлускони  ливийско-итальянские связи в энергетике и других областях расширились, распространившись на другие сферы – от финансов до футбола. Сейчас Берлускони резко критикуют в Италии за то, что он поставил не на ту страну.

Что касается Испании, то компания Repsol в последние годы не очень сильно увеличивала свою зависимость от Ливии. Но Ливия уже сейчас занимает третье место по поставкам нефти в Испанию, отставая лишь от России и Ирана. Это хорошая иллюстрация неприятных последствий диверсификации.

Австрийская компания OMV в гораздо более трудном положении, поскольку из Ливии она получает 12% перерабатываемой в стране нефти, в то время как данный показатель Repsol составляет менее 4 процентов. Другие компании, такие как Total, BP, Royal Dutch Shell, Statoil и Газпром, зависят от Ливии еще меньше.

Кроме поставок в Италию, Францию и Испанию, Ливия также обеспечивает 23% ирландского нефтяного импорта, 21% австрийского и 11% португальского, о чем свидетельствуют цифры январского доклада Международного энергетического агентства.

Алжир это тоже крупный поставщик нефти и газа в Европу, а в Марокко есть пара газопроводов, по которым газ идет транзитом через ее территорию в Испанию. Если беспорядки в Ливии быстро утихнут, а Алжир и Марокко потрясения обойдут стороной, то у Южной Европы не будет острой необходимости спешно искать альтернативные поставки.

Что бы ни случилось, у стран теперь будет меньше стимулов вкладывать деньги в этот регион.

«Итог таков: в этом само понятие, сама суть безопасности поставок и вопроса об энергетической безопасности, - говорит рыночный аналитик из вашингтонской PFC Energy Дэвид Кирш (David Kirsch). – Главное в том, когда ситуация позволить вернуться к нормальным условиям. Возникает вопрос о том, каким будет итог разных сценариев. Если начнется гражданская война, все инвестиционные планы, конечно же, придется отложить. Политическая ситуация это критический фактор. Компании проведут переоценку, и будут искать поставщиков в других местах».

Но выбор небогатый, особенно в условиях роста спроса и потребностей в Азии, а также снижения излишков добычи во всем мире, даже в Иране и России, где вопрос политики также становится фактором риска.

«У них есть варианты и выбор, - говорит Такин из Центра глобальных энергетических исследований. – Они будут вкладывать больше средств в разведку сланцевого газа, будут больше инвестировать в возобновляемые источники, искать альтернативные маршруты транспортировки, смотреть на Бразилию и на Дальний Восток, наращивать эффективность и меры экономного использования ресурсов, ограничивать потребление топлива, содействуя распространению биотоплива».