Россия опасается того, что крах считавшихся гарантами стабильности режимов может отразиться на экспорте вооружений.
Во время краткой поездки по Северному Кавказу 22 февраля президент России Дмитрий Медведев сделал мрачный прогноз насчет будущего арабских революций, которые, по его мнению, могут привести к власти «фанатиков» или вообще к распаду этих государств.
Во вторник Медведев отправился во Владикавказ (Северная Осетия), чтобы провести собрание антитеррористического комитета, посвященное ситуации на Кавказе, регионе, которые испытывает на себе постоянные удары исламских боевиков. Поведав о черной картине будущего на Аравийском полуострове, президент заявил о том, что похожий сценарий разрабатывался и для России, но провалился. Дальнейших разъяснений не последовало.
Глава государства опасается того, что протестные движения в странах Северной Африки и Аравийского полуострова могут оказать «прямое воздействие» на ситуацию в России, которую подтачивает радикальный исламизм на южных границах. «Это будет означать пожары на десятилетия и распространение экстремизма в дальнейшем, надо смотреть правде в глаза, - заявил он. – Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение - это большая, сложная проблема, по которой нам придется предпринимать очень серьезные усилия на протяжении очень длительного времени».
С самого начала кризиса в Магрибе и на Ближнем Востоке Россия неоднократно призывала всех к спокойствию, воздерживаясь от осуждения жестоких репрессий против манифестантов. Министр иностранных дел продолжает осторожничать, призывая Ливию найти решение проблем с помощью национального диалога и реформ.
Во вторник российские государственные телеканалы, которые до недавнего времени делали упор на порожденном протестным движением хаосе, все же несколько изменили тон, показав документальный фильм об «одиозном ливийском режиме».
Падение тоталитарных режимов было прохладно принято в Москве и рассматривается на высшем уровне как результат западного заговора, которым руководил… Google. Именно это заявил вице-премьер Игорь Сечин в своем недавнем интервью Wall Street Journal. «Надо пристальнее изучить происшедшее в Египте. Посмотреть, что делали в Египте, скажем, высокопоставленные руководители Google, какие там были манипуляции с энергией народа», - подчеркнул этот бывший сотрудник военной разведки, а ныне один из членов ближайшего окружения Владимира Путина.
Переговоры с Каддафи
Российские власти тем меньше настроены к критике авторитарных режимов в Тунисе, Египте и Ливии, чем больше рассматривают их как залог стабильности. Таков их взгляд и на мусульманские республики юга России, которыми руководят назначенные из Кремля сатрапы.
По мнению российской политической и военной элиты, чеченский лидер Рамзан Кадыров и его методы (убийства противников в Вене, Москве, Дубае и Стамбуле, похищения и пытки в Чечне) – это блестящий образец «умиротворения».
В особенности Москву беспокоят последствия арабских революций для ее оружейного экспорта. Второй (после США) экспортер вооружений, Россия считает Ливию, Египет, Йемен и Бахрейн одними из своих лучших клиентов. Всего с этими государствами были подписаны соглашения на общую сумму в 7,4 миллиарда евро.
«В худшем случае эти проекты могут развалиться», - уверен источник в российских вооруженных силах. Так, Москва вела переговоры с Триполи о поставках оружия (ракеты С-300, бронетехника, истребители-бомбардировщики) общей стоимостью в 1,45 миллиарда евро.