Еще один теракт в России. В прошлую пятницу исламистские мятежники убили по меньше мере пятерых человек в северокавказской республике Кабардино-Балкария. Боевики в масках устроили засаду, напав на микроавтобус, везший московских туристов из аэропорта на горнолыжный курорт у подножия горы Эльбрус. Среди жертв оказались трое туристов и местный чиновник.
Помимо засады с расстрелом террористы взорвали горнолыжный подъемник на курорте, повредив 40 кабинок. К счастью, подъемник был пуст, никто не пострадал. Милиция также обнаружила три мощных бомбы в автомобиле, припаркованном рядом с близстоящей гостиницей, чей общий вес составил более 150 фунтов (около 70 килограмм) в тротиловом эквиваленте. Рост насилия раздувает среди кремлевских чиновников страхи по поводу того, что мишенью может оказаться и курорт Сочи, где должны пройти Зимние олимпийские игры 2014 года.
Это последнее нападение показывает, что боевики изменили свою стратегию. Ранее насилие на Северном Кавказе в первую очередь было направлено против служб безопасности и правоохранительных органов. Пятничное нападение было направлено против мирных граждан. По информации газеты «Коммерсант», местные исламистские мятежники пообещали ранее в этом месяце отплатить тем же самым на контртеррористические усилия Кремля. Москва дала старт ряду экономических инициатив, призванных поощрять туризм и инвестиции в горнолыжную отрасль региона. Похоже, что экстремисты держат слово.
Российская контртеррористическая стратегия на Северном Кавказе попала в безвыходное положение: решительное подавление террористов вызывает ответную реакцию, в то время как экономическое развитие чревато своими собственными трудностями, включая коррупцию и смертельные карательные меры террористов.
По случайности, нападение террористов на мирное население произошло в тот же день, когда президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин катались на лыжах на курорте Красная поляна, расположенном недалеко от Сочи. Президент Медведев приехал в Сочи, чтобы провести заседание Совета безопасности, на котором обсуждались вопросы обеспечения безопасности Олимпиады-2014. На встрече Медведев подписал указ о создании специального комитета, ответственного за эту задачу, и зачем-то назвал Грузию угрозой региональной безопасности.
На самом деле, реальную угрозу представляет исламистский мятеж на Северном Кавказе. Смертельное нападение может быть лишь первым из многих, запланированных этими радикалами с целью помешать грядущей Олимпиаде и подорвать экономические усилия Кремля в регионе.
В частности, террористы, похоже, стремятся помешать планам России построить на Северном Кавказе четыре горнолыжных курорта, включая центральный курорт у горы Эльбрус, где смогли бы разместиться 7500 туристов. Как и в Ираке с Афганистаном, террористы готовы назло бабушке нос отморозить, мешая своим землякам получить столь необходимую работу. Если адекватно не разобраться с угрозами безопасности, которые представляют собой повстанцы, Кремль не сможет развивать регион.
В настоящий момент российские службы безопасности и правопорядка не могут принять вызов и бороться с нарастающим насилием в регионе. Террористов немного, но им хорошо платят и у них все в порядке с мотивацией. Их радикальная идеология салафизма и достаточные запасы денег приходят в регион из стран Арабского залива и экстремистских уголков мировой уммы (сообщество верующих в исламе – прим. перев.).
Жестокие силовики и агенты контрразведки работают ради своих собственных целей, отпугивая от себя местное население и подрывают собственный авторитет ненужными пытками и убийствами.
Президент Медведев многократно призывал к реформированию служб безопасности России, в частности для того, чтобы сократить взяточничество и преступность. Правительству придется коренным образом реструктурировать свои органы внутренних дел и искоренить широко распространенную коррупцию, чтобы эффективно ответить на эти вызовы.
Но структурные реформы нельзя провести за одну ночь; тем временем, мирное население остается уязвимым.
Пятничная бойня – не первый раз, когда эти экстремисты нанесли удар по регионы. И террористы не демонстрируют никаких угрызений совести по поводу нападений на многолюдные площадки, находящиеся в удалении от региона. Примером могут послужить взрывы в московском метро и аэропорту «Домодедово». Более того, международное внимание, которое привлекут к себе игры, даст террористам уникальную возможность подорвать престиж России в мире.
История содержит множество примеров крупных международных мероприятий, подорванных терактам. Одним таким трагическим примером являются Летние олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, когда террористы из организации «Черный сентябрь», входившей в ФАТХ Ясира Арафата, взяли в заложники, а затем и убили членов олимпийской сборной Израиля. Всего лишь три года назад угроза «Аль-Каиды» заставила спонсоров отменить авторалли 2008 года в Дакаре.
Чтобы история не повторилась, правителя Кремля должны начать действовать прямо сейчас, чтобы разработать эффективную стратегию борьбы с исламистским терроризмом на Северном Кавказе. Они должны обращаться с мусульманским населением Северного Кавказа как с равными, выстраивая доверие, чтобы те стали стороной, заинтересованной в будущем региона. Вместо этого, последние два десятилетия в самой России представителей этих этнических групп называют ужасными оскорбительными выражениями, обращаются с ними как с гражданами второго сорта, а милиция обращается с ними грубо и жестоко.
Москва и ее наместник Александр Хлопонин должны найти настоящих, незапятнанных лидеров антиповстанческого движения, желательно, среди местного населения. Им необходимо провести далеко идущие структурные реформы, которые укрепят профессиональную честность и эффективность разведслужб и органов правопорядка. Кроме того, российские силы внутренних дел должны улучшить обучение и подготовку, а также сотрудничество и обмен разведданными со своими коллегами на Западе.
Успешные реформы не только помогут России обеспечить необходимый уровень безопасности, ожидаемый на таком первоклассном международном мероприятии, как Олимпийские игры, но и станут необходимым основанием для успешной борьбы с долгосрочными проблемами терроризма на Северном Кавказе.