Le Monde: Какова позиция американской дипломатии в отношении ливийского кризиса?
Лоуренс Поуп (Laurence Pope): Вашингтон оказался в такой ситуации, когда вынужден выбирать между плохими и худшими вариантами. Ливия – страна, с которой очень сложно взаимодействовать, в основном, потому что она не является страной в прямом смысле слова, а союзом трех регионов, существующим с 1950-1951-х годов.
Полковник Каддафи все это время управлял Ливией, играя на противоречиях. Он раздувал сепаратизм, племенные разногласия и препятствовал развитию национальных институтов. Поэтому неслучайно, что Киренаика сегодня находится в руках повстанцев, а регион Триполи – нет. В ближайшее время Вашингтон не сможет сделать ничего значительного, учитывая, что в стране остаются американские граждане.
Но главное – это при помощи резолюции ООН повсеместно заморозить международные счета режима. Я думаю, что получить согласие Пекина и Москвы на это возможно. Далее следует ввести эмбарго на авиаперелеты в Ливию. Проблема в том, что результат санкций, даже если он и положительный, проявится лишь через некоторое время и что в этот момент ситуация может стать критической.
- В этом случае вы будете одобрять военное вторжение Запада в Ливию?
- Я буду резко возражать против этого. И был бы крайне удивлен, если кто-либо в Госдепартаменте рассматривает возможность подобного военного вторжения в какой бы то ни было форме. Разумеется, у Пентагона есть план действий на любой случай. Но в случае военной атаки режима слишком много чего может пойти не так. В дипломатическом плане Вашингтон должен надавить на Рим, чтобы тот выступил первым, но с Берлускони сделать подобное будет крайне сложно, потому что на него нельзя положиться. А кроме этого конфликт с Западом придаст режиму легитимность, которую он потерял в самой Ливии, и к тому же ослабит демократический лагерь и сторонников реформ арабского мира.
- Получается, что сейчас ничего нельзя сделать?
- По правде говоря, я не настроен пессимистично. Я годами наблюдаю за Каддафи. В нем всегда была какая-то неадекватность, но в то же время в нем была и харизма, присутствие которой сложно отрицать. Я видел его недавнее выступление: это была речь человека, ставшего полностью неадекватным, ни о какой харизме речи и не шло: это было выступление безумного тирана, возможно, находившегося под действием наркотических средств. Полагаю, что те, кто все еще находятся вместе с ним в «бункере фюрера», не хотят умереть вместе с ним.
В этом и заключается замечательная возможность как для ливийцев, так и для западных стран. Самый вероятный исход – то, что ливийцам удастся избавиться от деспота весьма быстро. Но что станет со страной без национального основы, без чувства принадлежности к единому сообществу? Сын Муамара Каддафи Саиф аль Ислам указал на опасность гражданской войны. Но стране грозит межрегиональный конфликт. Но это риск в среднесрочной перспективе, не в ближайшем будущем. В Ливии нет никакой элиты, как это было в Ираке или Египте. Есть риск возникновения еще одного Сомали – на этот раз на берегах Средиземного моря.
Лоуренс Поуп – арабист, дипломат и бывший политический советник американской армии. Он был первым советником американского посольства в Триполи с 1974 по 1976 годы.