Когда я писал на прошлой неделе, что «не удивлюсь», если под нажимом ярости и недовольства населения, а также под воздействием революционного вируса из Египта и Туниса рухнет очередной арабский режим, я не имел в виду масштабное насилие и кровопролитие, наблюдаемое вот уже в течение недели в Ливии. То, что начиналось как знакомое повторение мирных в основном протестов в Египте и Тунисе, быстро превратилось в гражданскую войну небольших масштабов. Иначе это и не назовешь, поскольку режим без разбору и беспорядочно применяет ракеты, самолеты, вертолеты, пулеметы и прочие средства из смертоносного арсенала подавления. Сказать, что ситуация в Ливии вышла из-под контроля, это подобно заявлению о том, что в Сибири зимой «прохладно». Преуменьшение здесь настолько велико, что оно граничит с дезинформацией.
Если верить сообщениям прессы (а многие казавшиеся вначале сомнительными и неправдоподобными истории нашли свое подтверждение, когда власть Каддафи начала рушиться, и информация стала циркулировать свободнее), Ливия менее чем за неделю пережила такой ужасающий всплеск насилия, какого Ирак не увидел даже за месяц в самый страшный период смертоносной междоусобной борьбы в 2006 году. В нынешних условиях точно подсчитать количество погибших невозможно, но заслуживающие доверия международные обозреватели говорят о тысячах жертв. Учитывая то, с каким фанатизмом Каддафи цепляется за власть, можно предположить, что число погибших увеличивается с каждой минутой. А если его силы безопасности действительно воплотят в жизнь фашистский план Каддафи, и осуществят диверсии на объектах гражданской инфраструктуры, подорвав, среди прочего, основные нефтепроводы, газопроводы и системы водоснабжения, то количество жертв возрастет до запредельного уровня.
Весь мир давно знает Каддафи как работающего на публику эксцентричного шоумэна и как болтливого оратора, произносящего бессвязные и длинные речи. В этом его можно сравнить только с Фиделем Кастро. Но его хитрые политические маневры и стиль руководства по принципу «разделяй и властвуй» говорят о том, что Каддафи держит руку на пульсе и не отрывается от реальности. Но похоже, с начала восстания против его власти хватка диктатора ослабла, а то вовсе исчезла. Трудно себе представить, чтобы минимально здравомыслящий человек мог в своих публичных выступлениях быть настолько оторванным от действительности, настолько бессвязным и живущим в каком-то ином мире, как Каддафи в последние дни.
Столь же трудно представить себе страну, в которой Америка имела бы меньше возможностей влиять на ход событий, чем Ливия. Вряд ли можно говорить о наличии огромного запаса доброжелательности в отношениях между США и Ливией, поскольку две страны в 80-е годы находились, по сути дела, в состоянии войны. Но это не мешает внешнеполитической элите призывать Обаму «что-то сделать», дабы остановить кровопролитие. Сенатор-республиканец из Флориды Марко Рубио (Marco Rubio), о котором я писал несколько месяцев тому назад сразу после промежуточных выборов, выступил с заявлением, ставшим ярким олицетворением того, что быстро превращается в точку зрения вашингтонской элиты, представляющей обе партии.
«Без тени сомнения американцы должны осудить жестокий режим Каддафи и бессмысленное уничтожение мирного населения. Мы обязаны решительно поддержать законные требования ливийского народа о построении свободной и мирной страны… США должны предельно ясно заявить ливийскому руководству, что не потерпят вреда, нанесенного американцам, и что такие действия будут иметь самые тяжелые последствия для тех, кто осуществляет или приказывает осуществлять подобные меры».
Поскольку в Ливии до сих пор существует ярко выраженное племенное общество, совершенно непонятно, о каком едином «ливийском народе» может идти речь даже в самых лучших обстоятельствах. А поскольку немалая часть ливийцев выполняет приказы Каддафи, и стреляет, бомбит, пытает и убивает других ливийцев, слова Рубио о единой нации кажутся чрезмерным упрощением. Я бы также отметил, что в данный момент «решительная поддержка…законных требований» это абсолютно бессодержательная, пошлая и пустая фраза, полностью лишенная смысла, как и термин «пролетарская революция» в конце 1980-х годов. А что, если «ливийский народ», действуя в рамках разумного и в полном соответствии с историческим опытом данного региона, начнет требовать национализации нефтяной отрасли, дабы получить большую долю огромных минеральных богатств страны? Ну, конечно, в таком случае Рубио включит звук на полную мощность и назовет эти требования «незаконными», потому что … ну, потому что данные требования напрямую противоречат геостратегическим целям США в регионе. А цели эти со времен президента Картера прежде всего заключаются в обеспечении бесперебойных поставок нефти. «Законные» в переводе с вашингтонского новояза означают «соответствующие американским интересам» - и больше ничего.
Я бы также отметил, что Рубио как американский консерватор привык высмеивать Организацию Объединенных Наций за ее злосчастную привычку принимать бессмысленные резолюции, реализовать которые на практике она не в состоянии, а также за письма с жесткими формулировками, которые забывают через минуту после их публикации. Но здесь мы имеем дело с сенатором, который знает, что в данный момент у Соединенных Штатов нет способов и средств заставить Ливию выполнить какие бы то ни было требования США. В регионе нет американских авианосцев, находящихся от Ливии на расстоянии пуска ракет – и не будет как минимум еще неделю. И Рубио просто бессильно бьет себя в грудь, зная, что США это «потерпят». К несчастью, в Ливии застряло несколько сотен американских граждан, и если мы на самом деле прислушаемся к дурацким советам Рубио и предъявим Каддафи некий ультиматум, он вполне может отыграться на тех американцах, которых сможет схватить. Глядя на действия его войск в последние несколько дней, можно ожидать, что конечный результат будет не самый приятный. Если этот человек приказывает своей авиации бомбить столицу собственной страны, если он, выступая по телевидению, заявляет, что Усама бен Ладен подсыпает в ливийский кофе наркотик ЛСД, то от него можно ждать чего угодно.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты много раз получали мощные и болезненные удары в ответ на свои имперские авантюры в мусульманском мире, просто поразительно видеть, что первая реакция американской элиты по-прежнему неизменна, и она сразу начинает безумно вопить: «Послать туда морскую пехоту!» Я желаю ливийцам всяческих успехов в борьбе за свержение человека, который неопровержимо доказал всему миру, что он не более чем глупый и кровожадный деспот, страдающий манией величия. Но не Америке решать, каким курсом должна идти Ливия – точно так же, как не Ливии решать, каким курсом должна идти Америка. Происходящее в Ливии это чисто внутреннее дело, не имеющее абсолютно никакого отношения ни к одному иностранному государству (если бы Каддафи пытался напасть на другую страну, то в этом случае все было бы иначе). Правительство США имеет полное право критиковать Каддафи, хотя, учитывая тот факт, что у Америки в этой части мира нет почти никакого политического капитала, ей было бы разумнее помолчать. И хотя Ливию изначально нельзя было принимать в члены «совета по правам человека» ООН, и ее членство в этом совете надо было аннулировать в тот момент, когда на Триполи начали падать бомбы, в данном случае приемлемы лишь чисто символические действия. Любые дальнейшие шаги могут втянуть Соединенные Штаты в отвратительную и продолжительную гражданскую войну.