Пока мир фокусирует свое внимание на борьбе в Ливии, гораздо более важные события разворачиваются в Персидском заливе, в частности, в стране Бахрейн, где правительство пытается вести переговоры с оппозицией. Последствия этих переговоров будут гораздо более геополитически значимыми и важными, чем конфликт, который имеет место в Ливии.
Причина значимости Бахрейна заключается в том, что в любых переговорах должен быть компромисс, и похоже, что бахрейнской монархии придется пойти на уступки оппозиции. И как только это случится, это приведет к усилению оппозиции, которая на 70% состоит из шиитов (потому что 70% населения страны - шииты), а это будет иметь крупномасштабные последствия для региона, в особенности для Саудовской Аравии и Кувейта. В Кувейте королевская семья и законодательная ветвь уже много лет заняты перетягиванием каната, и если оппозиционные силы внутри бахрейнского парламента получат от правительства какого-то рода уступки, это поощрит кувейтские оппозиционные силы на стремление к тому же самому. Кроме того, в Кувейте также наличествует межрелигиозная динамика. 30% всех жителей Кувейта – это примерно порядка миллиона человек – шиитского вероисповедания. Поэтому то, что разворачивается сейчас в Бахрейне, будет иметь последствия для Кувейта.
Хочу также напомнить, что Кувейт очень важен для американских военных операций в Ираке.
С точки зрения Саудовской Аравии, усиление шиитов в Бахрейне скорее всего придаст стимул ее собственному шиитскому населению, которое сосредоточено в восточной провинции – богатом нефтью районе недалеко от границы с Бахрейном. Сейчас саудовцы находятся в процессе ожидания наследования власти – из-за преклонного возраста четырех главных лиц страны, а именно короля Абдаллы, наследного принца Султана, второго заместителя премьер-министра принца Наифа и губернатора эр-Рияда принца Салмана. Таким образом, это очень все не во время, и поэтому мы наблюдаем, как саудовцы заявляют о дополнительных расходах бюджета на социальные нужды. По сути саудовцы не хотят, чтобы происходящее в Бахрейне просочилось в их собственную страну.
Из этих соображений медленное кипение в Бахрейне может обернуться гораздо более серьезными последствиями, чем вспыхнувшая борьба между оппозицией и правительством в Ливии.