Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин переигрывает противников «Южного потока»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин встретился с главой ЕС
Премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с главой ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В кулуарах визита премьер-министра России Владимира Путина в Брюссель Москва получила благословение Европейского Союза на проведения промоушен-мероприятия в Брюсселе по представлению газопровода «Южный поток», который часто рассматривается как конкурент поддерживаемому ЕС трубопроводу Nabucco.

В кулуарах визита премьер-министра России Владимира Путина в Брюссель Москва получила благословение Европейского Союза на проведения промоушен-мероприятия в Брюсселе по представлению газопровода «Южный поток», который часто рассматривается как конкурент поддерживаемому ЕС трубопроводу Nabucco.

В интервью EurActiv в кулуарах путинского визита российский министр энергетики Сергей Шматко заявил, что он и европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пришли к соглашению о том, что презентация трубопроводного проекта «Южный поток» будет проведена в Брюсселе в апреле.

Шматко добавил, что промоушен-мероприятие будет принимать Еврокомиссия, и на него приедут многочисленные участники, включая послов стран-участниц проекта и представителей компаний-участниц, а также представители фирм, которые только выражают заинтересованность в том, чтобы поучаствовать. «Я думаю, это будет очень интересное мероприятие», - сказал он EurActiv.

Представитель еврокомиссара Эттингера Марлене Хольцнер подтвердила достижение вышеозначенного соглашения, добавив, что ей нужно будет проверить, действительно ли мероприятие будет проводить исполнительный орган Евросоюза.

Шматко выразил сожаление по поводу того факта, что «Южный поток» пока не получил такого же статуса как «Северный поток», другой крупный трубопроводный проект российского энергетического гиганта Газпрома, который уже строится и который будет поставлять российский газ подводным путем в Германию.

Панъевропейская природа «Северного потока» подчеркивается его статусом проекта, подпадающего под энергетические положения ЕС о трансъевропейских сетях. Этот статус был подтвержден в 2006 году.

Выступая перед брюссельской прессой, Путин заявил, что когда и «Северный поток», и «Южный поток» заработают, риск нарушения энергопоставок в Европе ощутимо снизится.

Комментируя кризис в Ливии и рост цен на нефть, которые, как он сказал, по мнению экспертов, могут достичь 220 долларов за баррель, Путин опроверг, что его страна, второй по величине экспортер нефти в мире, довольна ходом развития событий.

Путин сказал, что российская промышленность, в частности та, что во многом опирается на экспорт, например, химический сектор, вынуждена будет сократить производство в подобных обстоятельствах. «Все взаимосвязано. Мы надеемся, что этого не произойдет», - сказал он.

Призыв к долгосрочным соглашениям


Путин решительно выступил за обеспечение долгосрочных соглашений с Евросоюзом по российским поставкам газа, а также за подписание «дорожной карты» по поставкам природного газа до 2050 года с Европейским Союзом.

Российский премьер-министр заявил, что не в интересах ЕС менять действующую систему оплаты газа, которая основана на долгосрочных контрактах, на вариант с продажами и покупками на спотовом рынке, как это недавно предложил E.ON Ruhrgas AG.

«Сейчас цены на спотовом рынке даже выше, чем цены по долгосрочным контрактам. Я убежден, что долгосрочные фундаментальные интересы европейских экономик лежат именно в таких стабильных долгосрочных контрактах», - сказал Путин.

Сейчас немецкий регулятор не разрешает транспортировать российский газ российскими же компаниями, ссылаясь на условия третьего энергетического пакета, отметил Путин.

Немецкая компания основывает свою аргументацию на «Третьем пакете» предложений в области дальнейшей либерализации европейского энергетического рынка, в соответствии с которым экспортеры газа должны продавать свой газ на границах Евросоюза.

Путин сказал, что попытался объяснить своим собеседникам, что «третий энергетический пакет» не улучшит, а скорее наоборот, ухудшит условия для российских компаний, работающих на европейском рынке. Он добавил, что результатом станут более высокие цены для европейских потребителей.

«Давайте представим широкой аудитории нашу позицию. Тут нет ничего тайного. Вы говорите нам: продавайте у ворот Евросоюза, предоставьте транспортировку другим компаниям. У этого транспортировочного бизнеса очень низкая экономическая эффективность, порядка 8-10%, и если этим займутся небольшие компании, цены пойдут вверх», - предупредил Путин.

Энергетическая дискуссия

Российский премьер-министр также заявил, что «Третий энергетический пакет» подразумевает и конфискацию собственности. Действительно, Литва, по сообщениям, планирует разделить государственную газовую компанию Lietuvos Dujos, в которой Газпром является акционером, на две - с транспортной и торговой составляющей, при этом торговая компания останется под контролем правительства. Газпром заявляет, что правительство Литвы ищет лишь повода для национализации компании.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу настаивает на том, что «Третий энергетический пакет» не является дискриминационным, а Евросоюз просил иностранные компании придерживаться тех же правил, как и те, которых должны придерживаться компании из самого Европейского Союза.

Баррозу признал, что некоторые страны-члены ЕС пошли по наиболее жесткой из трех возможных моделей разукрупнения, которая подразумевает полное отделение производства от дистрибуции. «Я понимаю, почему премьер-министр Путин поднимает этот вопрос столь энергично, но наше законодательство не является дискриминационным. Оно также относится и к норвежским, и к другим европейским компаниям», - сказал Баррозу.

По самой жесткой модели разукрупнения, поставщики должны просто продать свой газотранспортный бизнес. Вторая возможность заключается в том, что компании не разделяются, но назначается независимый оператор для транспортной инфраструктуры, деятельность которого ограничена рамками одной страны. Третья возможность - компания не разделяется, но в ней появляется специальный орган, который несет ответственность за «независимое» принятие решений. Баррозу настаивает на том, что «третий энергетический пакет» содержит инструменты, которые могут способствовать тому, чтобы развеять опасения, выражаемые Россией. Он ничего не сказал в дополнение к этому».

Министр энергетики России Сергей Шматко заявил EurActiv, что комиссар Эттингер сказал, что существует возможность «интерпретировать, истолковывать» «третий энергетический пакет».

Он также кратко рассказал о том, что это могла бы быть за интерпретация. «Это не то чтобы было бы большим несоответствием или расхождением, если бы для трансатлантических газовых игроков были бы сделаны исключения. Их можно было бы рассматривать как часть транснациональной транспортной системы. И мы могли бы исключить возможность вмешательства третьих игроков в сегментах на территории ЕС на срок их окупаемости», - сказал Шматко.

Шматко заявил, что Россия представила Еврокомиссии эти предложения и рассчитывает на четкий ответ на них к июлю.

«Не вмешивайтесь во внутренние дела»

Путин также озвучил послание, согласно которому Запад не должен вмешиваться во внутренние дела других стран, очевидно намекая, что это относится и к России, где в декабре должны пройти парламентские выборы.

Он сказал, что Запад не смог поддержать аятоллу Хомейни, который жил в Париже до 1979 года, и так же произошло с выборами на Палестинских территориях, где победу одержало движение ХАМАС.

«Дайте людям возможность определять свое будущее, своим собственным путем, без внешнего вмешательства», - призвал он.

Баррозу не упомянул о правах человека в России в своем заявлении, отметив лишь, что обе стороны «могут быть не во всем согласны друг с другом». Журналистам дали возможность задать лишь несколько вопросов, и ни один из них не касался прав человека и основных свобод в России.

Визит Путина в Брюссель Баррозу описал как «крупнейшую встречу на уровне руководителей, которая когда-либо была у Еврокомиссии». По его словам, тринадцать российских министров участвовали во встрече с «почти всем составом комиссии».