20 лет назад страны Варшавского договора решили положить конец своему союзу.
В организации, созданной на пике холодной войны как средство сдерживания по отношению к НАТО, больше не было необходимости после распада Советского Союза.
Однако Северо-Атлантический союз не исчез. Наш корреспондент рассказывает, что организация с трудом оправдывает свое существование.
Это был союз, основанный на страхе.
ИВАН ИЛАНД, Центр мира и свободы: Изначально предполагалось, что союз будет защищать Западную Европу от Советского Союза.
Однако падение Берлинской стены изменило ситуацию. Теперь, десятилетия спустя, военный альянс, созданный с целью борьбы с советской угрозой, уже давно существует без своего врага и мямлит в поисках определения своей миссии. Организация Северо-Атлантического договора борется за оправдание своего существования.
Однако это не мешает НАТО продолжать свою глобальную деятельность. 20 лет прошло с тех пор, как Варшавский пакт – созданный в ответ НАТО – распался.
Однако даже в отсутствие своего главного геополитического противника и после окончания холодной войны НАТО агрессивно расширяется. Текущие операции альянса захватывают несколько стран: войска и ресурсы НАТО есть в Судане, Косове, странах Африканского рога, Ираке, Афганистане и в Средиземном море.
В ноябре они снова определили свои цели на саммите в Лиссабоне. НАТО хочет заниматься всем, начиная от ядерного разоружения и заканчивая терроризмом и кибер-безопасностью.
Документы принимались под шум протестов на улицах.
ДЖЕРЕМИ КОРБИН, британский депутат: НАТО устарела. Нам нужен мир и справедливость, а не мир, который готов к новым войнам.
Страны-члены НАТО уже разделились по поводу почти десятилетней войны в Афганистане. НАТО не может одержать победу, что вызывает вопросы по поводу необходимости миссии альянса.
САРА ФЛАУНДЕРС, International Action Center: Все надеялись, что после окончания холодной войны НАТО будет распущена. Вместо этого, по сути, - причем в нарушение соглашений и договоров, - союз начал агрессивное расширение.
Критики говорят, что больше всего выгоды от расширения имеют американские оборонные предприятия. Они продают вооружение каждому новому члену НАТО и строят новые базы. Этот рост позволяет использовать другие инструменты.
ЕВА ГОЛИНДЖЕР, юрист: Альянс изменился в военном смысле с целью стать влиятельной политической структурой, которая вынуждает страны подчиняться натовской политической программе, которая по сути является американской программой.
Некоторые страны воспринимают эту программу как угрозу. Критики ее в США говорят, что эту глобальную экспансию необходимо остановить.
РИК РОЗОФФ, кампания «НАТО, стоп!»: Нет ничего, что бы оправдывало существование НАТО, по крайней мере в том, что касается мира и безопасности.
Это угроза миру, для защиты которого НАТО когда-то была создана.