Москва. Если Сулейману Керимову что-то и не нравится, так это публичность. Интервью почти исключены, и даже пресс-секретарь Керимова признается, что он сам не особенно часто общается с журналистами. И даже появившуюся на прошлой неделе информацию о том, что этот российский миллиардер в ходе частичной приватизации государственного банка «ВТБ» приобрел большую часть акций, его информационное подразделение отказалось комментировать. Экономическая газета «Ведомости» со ссылкой на нескольких человек из окружения Керимова сообщила о том, что этот предприниматель через два фонда – в том числе и зарегистрированную в Швейцарии компанию Millennium Group – приобрел акции ВТБ на сумму 500 миллионов долларов, став таким образом вторым по значимости акционером после государства. По мнению журнала «Финанс», 44-летний Керимов, который с 16,9 миллиарда долларов занимает седьмое место в списке самых богатых людей страны и, кроме того, является сенатором Совета Федерации, обладает теперь 1,5% акций банка «ВТБ».
ВТБ, расставшийся на прошлой неделе в общей сложности с десятью процентами своих акций и получивший за это 2,4 миллиарда евро, занимает в отрасли второе место. В последние годы банк существенно расширил свою деятельность и рассчитывает в ближайшее время приобрести занимающий пятое место Банк Москвы. Вместе с самым крупным кредитным учреждением страны Сбербанком ВТБ во время кризиса получил от государства финансовую помощь и сейчас, как никогда раньше, задает тон в своем секторе, в котором и раньше государство занимало доминирующее положение. Хотя эксперты и предупреждают о постепенно становящихся опасными амбициях двух государственных банков в отношении новых приобретений, тем не менее аналитики вполне допускают удвоение потенциала ВТБ в ближайшие три года.
Действительно, наплыв инвесторов в ходе частичной приватизации ВТБ показал, что российские банки не переоценены. В отличие от них сразу три российских сырьевых концерна незадолго до этого были вынуждены отказаться от размещения своих акций на фондовом рынке, и это произошло после того, как инвесторы столкнулись с завышенной оценкой их активов. Бумаги ВТБ недавно явно прибавили в цене. После выхода на биржу в 2007 году продемонстрированные акциями ВТБ результаты оставляли желать лучшего, и еще сегодня они котируются на 25% ниже уровня размещения. По данным газеты «Ведомости», крупный инвестор Керимов будет принимать участие и в запланированной на вторую половину года приватизации 7,58% акций Сбербанка. Он даже стал проявлять внимание ко всему пакету акций, стоимость которого может составить около 5,5 миллиарда долларов.
Уже не в первый раз экономист по образованию из беспокойной северокавказской республики Дагестан, где он когда-то получил свой первый капитал от продажи транзисторов, вкладывает средства в государственные концерны. Этим делом Керимов начал заниматься примерно пять лет назад, когда он полностью превратил свою фирму «Нафта Москва», которая на тот момент была одним из наиболее значимых предприятий в торговле нефтью, в чисто инвестиционную компанию. После этого он приобрел – преимущественно на полученные кредиты – большие пакеты акций Сбербанка, Газпрома, а также сибирского холдинга «Полиметалл», но незадолго до кризиса он продал эти пакеты. Мнения о его успехах в последовавших за этим инвестициях в такие западные банки как Fortis, Morgan Stanley или Deutsche Bank, естественно, расходятся.
После иностранного интермеццо этот отец трех детей вновь перевел свои деньги в Россию и купил 38% акций крупнейшей золотодобывающей компании «Полюс золото», сделал большие вложения в недвижимость и стал держателем мажоритарного пакета акций производителя минеральных удобрений «Уралкалия», рыночная стоимость которого после завершения его слияния с одним из своих конкурентов будет составлять 24 миллиарда долларов. Как раз при покупке «Уралкалия» он воспользовался финансовой поддержкой банка «ВТБ».
Хотя Керимов и бежит от публичности как черт от ладана, в конце 2006 года он - вопреки собственному желанию - привлек к себе внимание общественности. Тогда, находясь за рулем своего Ferrari, он попал в аварию в Ницце и получил серьезные травмы, после чего был вынужден два месяца пролежать в больнице. Несмотря на свою нелюбовь к публичности, он, как оказалось, не испытывает особого отвращения в плодам славы. С ним в машине находилась эффектная телеведущая грузинского происхождения Тина Канделаки.