Президент Михаил Саакашвили намерен превратить Грузию в рай для поклонников горнолыжного отдыха. Для лидера, ведущего заседания кабинета министров в ярко-зеленых брюках от горнолыжного костюма, такая идея представляется вполне естественной. Но высокая стоимость реализации задуманного вызывает опасения, что эта его мечта являет собой скорее тщеславный проект, чем просчитанную программу экономического роста.
Кампания стартовала осенью прошлого года в удаленном высокогорном городке Местиа – живописном местечке в Сванетии, которое власти надеются превратить в круглогодичный туристический центр, способный поспорить со швейцарскими горнолыжными курортами.
В январе, когда не землю Мести не выпало ни снежинки, а сведений о доходах от первого официального горнолыжного сезона пока так и не поступало, власти объявили о намерении открыть второй горнолыжный курорт – на этот раз в горах Аджарии, черноморском регионе к югу от Сванетии. Помимо всего прочего, власти выразили намерение построить и фабрику по производству горных лыж.
Несколько недель спустя оказалось, что соратник Михаила Саакашвили, мэр Тбилиси Гиви Угулава, также заразился горнолыжной лихорадкой. Теперь работы по строительству горнолыжного курорта ведутся еще и в 15 минутах езды от Тбилиси.
На взгляд социолога Тбилисского государственного университета Яго Качкачишвили, регулярно проводящего социологические исследования на предмет определения уровня поддержки населением политических партий, внезапная страсть правительства к строительству горнолыжных курортов является своего рода большой идеей – вроде уже реализованных в отношении электричества, дорожной полиции и строительства дорог, сослуживших Саакашвили на ниве политики хорошую службу.
В рамках реализации своей программы стимулирования экономического развития за счет развития горнолыжных курортов 43-летний президент принялся проводить на горных склонах правительственные совещания и брифинги для прессы, время от времени демонстрируя собственное владение искусством катания на лыжах перед камерами следующих за ним повсюду национальных телеканалов. Жители Грузии «хотят иметь больше денег и больше товаров, – говорит Качкачишвили. – А Саакашвили хочет с помощью своей стратегии модернизации привлечь на свою сторону большинство населения …Он хочет оставаться у власти, опираясь на свою деятельность по модернизации страны».
Правда, по утверждению властей, кампания по развитию горнолыжных курортов базируется на выверенной государственной стратегии, а не на чьих-то личных предпочтениях.
Власти автономной республики Аджарии поручили подготовить предварительное технико-экономическое обоснование проекта австрийской фирме Klenkhart and Partners. Аналогичное ТЭО для Мести выполняется грузинско-канадской компанией.
Центральным пунктом полемики был и остается вопрос о стоимости проектов. Расходы на жемчужину президентского горнолыжного проекта, Местию, составят в целом за период 2010-2011 годов 254 миллиона лари (145 миллионов долларов). Финансирование работ будет осуществляться из бюджета и по линии международных кредитов. Это больше, чем правительство планирует выделить на нужды министерства охраны окружающей среды и министерства культуры за тот же период времени. Сумеет ли Местиа привлечь такое количество посетителей, чтобы оправдать подобные расходы, остается пока открытым вопросом.
По данным Национального агентства по туризму Грузии, в 2010 году горнолыжные курорты Гудаури и Бакуриани, построенные в Грузии еще при советской власти, посетили 56 тысяч лыжников. По оценкам агентства, 85-90% из них являлись жителями страны. Лишь 8% из 1730 иностранных туристов, опрошенных агентством в 2010 году, ответили, что побывали на одном из двух означенных курортов.
Такие цифры ставят под вопрос коммерческую привлекательность проекта президента. Учитывая, что в прошлом году горнолыжные курорты Грузии посетило менее 60 тысяч человек, такого количества может не хватить для оправдания строительства новых курортов, отмечает консультант по вопросам горнолыжной индустрии и туризма из Женевы Лоран Ванат (Laurent Vanat).
Горнолыжные курорты международного уровня обычно посещаются в среднем 300 тысячами туристов в год, отмечает он, добавляя, что число это варьируется в зависимости от данной конкретной страны. В целом, для обеспечения коммерческой жизнеспособности проекта, минимум половину посетителей должны составлять иностранные туристы, отмечает специалист.
По данным местного центра туристической информации, с открытия в декабре горнолыжного курорта в Местии побывало лишь 200 человек. Такой низкий показатель объясняется еще и отсутствием в этом году снега.
По словам замглавы Национального агентства по туризму Грузии Бека Джакели, агентство планирует привести посещаемость грузинских горнолыжных курортов «в равновесие» с имеющимися возможностями. «Сейчас мы находимся на начальной стадии развития. Я думаю, что будет проделана еще большая работа. Это долгосрочный проект», – говорит Джакели, подчеркивая, что его ведомство работает над тем, чтобы маркетинговая кампания шла в ногу с имеющимся потенциалом на местах.
Достижение этой цели может зависеть от потребностей посетителей. Так, например, в Мести имеются новые дороги, отели, аэропорт и итальянский подъемник, но отсутствует прокат инвентаря.
Малое количество посетителей пока не охладило оптимизма в отношении планов президента владелицы магазинчика Тамилы Чартулиани. «Я лично очень довольна, что жителей Грузии интересует Сванетия, – говорит она. – Теперь все хотят увидеть Сванетию, и я этому очень рада».
Это, без сомнения, обрадует и главного лыжника Грузии. «Нет никаких причин, которые бы могли помешать нам превратить Грузию в центр туризма, знаменитый во всем мире», – напутствовал он в январе представителей аджарских властей.