Назначив российского представителя при НАТО Дмитрия Рогозина своим специальным представителем по противоракетной обороне, президент Дмитрий Медведев продемонстрировал, что он считает переговоры с Североатлантическим альянсом по ПРО своим ключевым внешнеполитическим приоритетом.
Это был хороший выбор. Рогозин вполне подходит для этой работы.
Я знаю это по собственному опыту. В 2002 году я был старшим советником Рогозина, которого президент Владимир Путин выбрал своим представителем на переговорах с Европейским Союзом о безвизовом транзите российских граждан в Калининградскую область и из нее.
В мае 2003 года Литва и Польша в рамках своих планов по вступлению в Европейский Союз потребовали от российских граждан получать визы для поездок в Калининград и из Калининграда. Нашей же целью было добиться того, чтобы российские граждане могли без виз ездить из одной части России в другую через территорию Евросоюза.
Тогда эта задача казалась невыполнимой.
Назначение Рогозина было скептически встречено и в Евросоюзе, и в Москве. Этот бескомпромиссный националист, склонный к недипломатической манере выражаться, выглядел неподходящей кандидатурой для переговоров с демократическими европейскими странами по таким деликатным и сложным вопросам, как визовый режим ЕС.
Однако при всей своей политической экстравагантности Рогозин оказался умелым переговорщиком, готовым жестко отстаивать свою позицию, когда это необходимо. Он был прагматичен и готов учитывать законные опасения другой стороны, не идя при этом на уступки по ключевому вопросу о праве россиян ездить в Калининград без виз.
Рогозин продемонстрировал, что он умеет продвигать большие идеи, когда мы предложили, чтобы Путин призвал ЕС ввести безвизовый режим для российских граждан. Я рад видеть, что эта инициатива, исходно бывшая лишь разменной картой на переговорах по Калининграду, зажила собственной жизнью и стала одним из столпов российской внешней политики.
В итоге Россия и Рогозин добились своего. Сейчас россиянину, чтобы попасть в Калининград из другой части страны достаточно купить железнодорожный билет.
Рогозин, как природный лидер, умеющий извлекать энергию из взаимодействия с другими людьми, был бы вполне способен стать хорошим президентом. Однако его время, скорее всего, настанет не раньше 2018 года.
Пока же он будет заниматься новой невыполнимой задачей – пытаться заставить НАТО и Соединенные Штаты прислушаться к мнению России о том, как должна работать их система противоракетной обороны.
Это гарантирует, что в 2011-2012 годах Рогозин не будет участвовать в российской политике.