Закон «О полиции» вступил в силу в РФ с 1 марта. Отныне полицейские обязаны разъяснять задержанным их права. Они не имеют права применять дубинки против мирных демонстрантов. Правозащитники критикуют новый закон.
В России во вторник, 1 марта, вступил в силу закон о полиции. Впервые с октября 1917 года сотрудники МВД стали называться не милиционерами, а полицейскими. Обращаться к ним положено со словами «господин полицейский».
Законом вводится ряд новых норм, применяемых в странах Запада. Так, отныне полицейский обязан разъяснять задержанному его права, а также информировать его о возможности отказаться от дачи показаний. Задержанный получает право на один телефонный звонок для уведомления близких о своем местонахождении. Полиции напрямую запрещается применять пытки и унижать задержанных, напоминает агентство «Интерфакс».
Согласно новому закону, полиции запрещается применять дубинки и другие спецсредства против участников мирных демонстраций, в том числе несанкционированных. Правда, это не распространяется на ситуации, связанные с пресечением массовых беспорядков и действий, нарушающих движение транспорта, работу связи и деятельность организаций. У сотрудников, несущих службу в общественных местах, должен быть нагрудный знак с именем, фамилией и названием подразделения.
Правозащитники по-прежнему недовольны
Российские правозащитники продолжают критиковать вступивший в силу 1 марта закон «О полиции». Они считают, что с переименованием милиции в полицию работа российского МВД не улучшится. К тому же, по их словам, многие положения закона о полиции и так уже содержались в различных нормативных актах.
«Косметический закон, а нужны радикальные изменения», - сказала в интервью «Интерфаксу» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «Это имитация реформы милиции», - заявил лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Он признал, что в новом законе есть некоторые улучшения, но подчеркнул, что «проблема коренной реформы милиции остается».
Глава российского правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов также считает, что «ничего особо плохого и особенно революционно хорошего закон о полиции не несет». Один из лидеров оппозиционного движения «Солидарность» Гарри Каспаров считает, что «это скорее ребрендинг или фэйслифтинг, чем реформа». А его соратник Илья Яшин полагает, что новый закон сохраняет все основные пороки действующей правоохранительной системы.
Активисты оппозиционного движения «Левый фронт» 1 марта намерены провести серию одиночных пикетов в знак протеста против закона о полиции.