Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стоит ли закрыть воздушное пространство Ливии?

© REUTERS/ StringerАкции протеста против режима "короля королей" Муамара Каддафи в Ливии
Акции протеста против режима короля королей Муамара Каддафи в Ливии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Блокада воздушного пространства Ливии может стать мощным политическим жестом ограничения суверенитета страны. На подобную меру требуется санкция ООН. Однако единого мнения в Совбезе ООН не существует: в частности, Россия выступает против этого шага.

Среди всего списка мер против режима Каддафи, который в настоящий момент рассматривает международное сообщество, особенно острые дебаты ведутся вокруг предложения по закрытию воздушного пространства Ливии. Обсуждение этого вопроса стартовало 28 февраля в Совете безопасности ООН, однако принять окончательное решение до сих пор не удалось.

Предложение подразумевает полное или частичное закрытие ливийского воздушного пространства для того, чтобы помешать военным самолетам Каддафи сбросить бомбы (в том числе и с химической начинкой) на протестующих, а также добиться соблюдения установленных международным сообществом эмбарго. Такая жесткая и ресурсоемкая мера по ограничению национального суверенитета может стать мощным политическим жестом. Однако единого мнения в Совбезе ООН не существует: Россия выступает против этого шага.

Кто может принять решение?


Подобные закрытые воздушные зоны уже стали распространенным инструментом борьбы с преступными группировками и государствами. Операции по их созданию отрабатываются на учениях ВВС, в том числе в рамках НАТО. Не так давно такие меры применялись в Боснии, Косове и Ираке. Американцы также предлагали закрыть воздушное пространство в Дарфуре, однако в тот раз их предложение осталось без поддержки.

В Боснии и Косове условия операции определялись резолюцией ООН в рамках главы VII Устава ООН, в которой рассматриваются принципы применения силы. В резолюции была указана географическая зона, типы самолетов и правила применения силы в случае нарушения.

Что касается Ирака, после войны в Персидском заливе США, Великобритания и Франция приняли более спорное решение с точки зрения международного права, так как действовали вне VII главы Устава. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали выступил с критикой их инициативы. С целью защиты курдского и шиитского населения эти страны создали две закрытых зоны: на север от 36-й параллели для охраны Мосула в 1991 году и на юг от 32-й параллели (включая Басру) в 1992 году. Иракское правительство выразило протест против подобного посягательства на его суверенитет. В 1996 году, когда США и Великобритания решили расширить южную зону до 33-й параллели, Франция отказалась от дальнейшего участия. «Нужные уроки были извлечены, и в случае Ливии невозможно представить себе действия без резолюции ООН», - считает военный эксперт.    

Как создается закрытая воздушная зона?

Прежде всего, необходимо определить географический периметр в воздушном пространстве рассматриваемого государства – это первый и, вероятно, самый сложный вопрос международной дискуссии. Далее нужно установить степень жесткости меры: будет ли закрытие полным или частичным? Направлено ли оно на истребители и военные вертолеты? И распространяется запрет на гражданскую авиацию, что может задушить всю экономику региона? Так, например, в Боснии гражданские самолеты допускались в сопровождении авиации коалиционных сил.

Следующая трудность заключается в определении конкретных правил действия в случае нарушения зоны. Для пилотов у этих правил есть четкая градация: радиопереговоры, предупредительный выстрел… Однако на уровне армий все выглядит гораздо сложнее.

Когда американцы говорят о «запретных зонах» (killbox), в которых немедленно сбивается любая пересекшая черту воздушная техника, французы отказываются принять этот термин. В Боснии двойное командование со стороны ООН и национальных сил создало настоящий хаос – об этом говорят все участвовавшие в операции пилоты. Так, французы не разрешали открывать огонь по вертолетам, несмотря на прямой приказ от союзного командования. В Ираке американским и британским пилотам разрешалось сбивать вражеские самолеты после разрешения от национального или коалиционного руководства, тогда как французам приходилось дожидаться подтверждения с обеих сторон.

Почему подобная операция требует столько ресурсов?

Для закрытия воздушного пространства требуются значительные средства, так ее надежность подразумевает круглосуточную работу: большое число истребителей, самолеты-заправщики, системы обнаружения. Для ее функционирования требуются наземные радары, а если это невозможно (как в случае Ливии) – радиолокационные самолеты типа Awacs. Такой техникой преимущественно располагают лишь три государства: США, Великобритания и Франция.

Затем нужно согласовать все системы для обнаружения, классификации («сомнительный», «подозрительный», «враждебный») и перехвата самолетов. В небе над Косовом операцию осуществляли шесть эскадрилий по пять истребителей, которые круглосуточно патрулировали воздушное пространство в течение 78 дней. Без американских заправщиков французским и британским силам не удалось бы обеспечить такой уровень покрытия.

Насколько эффективна такая мера?

Дисбаланс сил может вызвать сомнения. В Косове союзные самолеты совершали 1000 вылетов в день, что было в пять раз больше, чем у их сербских противников. Два сербских самолета, которые нарушили границы закрытой зоны, были сбиты. В Боснии их было шесть. Тем не менее, организация подобной зоны в Ираке позволила курдским беженцам вернуться в страну. В Ливии же этого просят оппозиционные партии, которые опасаются воздушных ударов по толпам манифестантов.