Слово дзюдо переводится как «мягкий, гибкий путь», но вы не поймете этого, наблюдая за мясистыми ударами, которые сотрясали петербургский спортзал во время национального чемпионата России по дзюдо в субботу 19 февраля. То и дело с балконов, заполненных болельщиками и бывшим бойцами, раздавались призывы: «Кончай его!». При этом среди них было много людей с искалеченными ушами и не раз сломанными носами. Как всегда, одним из спонсоров мероприятия был элитный городской дзюдо-клуб «Явара-Нева», почетным президентом которого является обладатель черного пояса премьер-министр Владимир Путин. В этом году он не смог приехать, организаторы сконфуженно извинялись, но казалось, что все все равно знают о его присутствии.
С 2000 года, когда Путин впервые стал президентом России, «Явара-Нева» поднялась до невиданных высот вместе со своим генеральным директором Аркадием Ротенбергом, спарринг-партнером Путина в детстве. В этом месяце в ежегодном списке самых богатых людей России, составляемом журналом «Финанс», Ротенберг поднялся сразу на 17 ступеней по сравнению с предыдущим годом, и официально вступил в клуб российских миллиардеров. Его состояние сейчас оценивается в 1,75 миллиарда долларов, что кажется весьма ощутимым для человека, работа которого до того, как Путин пришел к власти, ограничивалась, в основном, ведением среднего бизнеса и продвижением дзюдо. Но для членов санкт-петербургской клики такая ситуация не является чем-то экстраординарным.
Большая часть состояния Ротенберга появилась за счет его сделок с российском государственным монополистом в области природного газа Газпромом, который возглавляет один из путинских старых друзей из санкт-петербургской мэрии. В 2008 году Газпром начал продавать Ротенбергу свои подразделения, в частности, те, которые занимаются поставками и строительством трубопроводов, а потом он начала размещать крупные заказы в этих компаниях, как только они попадали под контроль Ротенберга. Только в 2009 году компания Ротенберга «СтройГазМонтаж» выиграла 19 из таких тендеров с Газпромом, порой на аукционах, где она была единственным претендентом.
А одним из главных соперников «СтройГазМонтажа» в этих газпромовских тендерах является компания, контролируемая другим приятелем Путина по дзюдо Геннадием Тимченко, нефтетрейдером-миллиардером (согласно списку «Финанса», его состояние составляет 8,9 миллиарда долларов), который также помогал основать «Явара-Неву» в 1998 году. Оба они отрицают, что их дружба с Путиным помогла им заработать состояние «Знакомство с государственным чиновником столь высокого ранга никогда еще не мешало никому в нашей стране, но оно не помогло каждому», - заявлял Ротенберг в интервью в апреле прошлого года газете «Коммерсант». «Это не гарантия», - добавляет он. В 2008 Тимченко заявил, что сообщения о его связях с Путиным были «непомерно раздуты», и настаивал на том, что его карьера строилась «не на покровительстве или политических связях».
Со своей стороны, тренеры и чемпионы в российском дзюдо очень гордятся своей близостью к Путину, Ротенбергу и Газпрому, который был другим спонсором субботнего мероприятия. «Мы все вместе в этом деле», - говорит организатор соревнований Владимир Гладченко, делая жест рукой в сторону баннера с логотипами Газпрома и «Явара-Невы», который висел над матами. «У нас есть политическая поддержка, финансовая поддержка, так что все что нам остается - это выигрывать турниры». А с бюджетом, который выглядит практически неограниченным, это довольно легко. «Явара-Нева» (слово «Явара» означает некое подобие палки, используемой в боевых искусствах, а «Нева» - название реки, которая протекает через Санкт-Петербург) выигрывала чемпионат Европы по дзюдо семь лет подряд, больше, чем какая-либо еще команда в истории.
Во многом это - позолоченное воплощение старого советского дзюдо-клуба, где Путин и группа его друзей тренировалась в 1960-х и 1970-х годах, образовав тесный круг, который, кажется, представляет собой нечто большее, чем просто высокопоставленных бывших воспитанников. Кроме Ротенберга и его младшего брата Бориса, который в рейтинге журнала «Финанс» оказался на следующей строчке после своего брата с состоянием в 1,75 миллиарда долларов, в оригинальную группу Путина по дзюдо входил также Василий Шестаков, другой сооснователь «Явара-Невы». В 1999 году, когда Путин был впервые назначен премьер-министром тогдашним президентом Борисом Ельциным, Шестаков неожиданно прервал свою жизнь тренера по дзюдо в Санкт-Петербурге и ушел в политику, помогая создавать партию «Единство», которая образовала раннюю путинскую базу поддержки. В 2001 году эта партия объединилась с двумя другими, став «Единой Россией», политической машиной, в которую сейчас входит практически вся бюрократия, и которая является доминирующей во всех избираемых органах власти в стране. Сегодня Шестаков - депутат федерального парламента от «Справедливой России», другой партии, лояльной Кремлю. Он не входит в российский список миллиардеров.
«Но Путин, насколько я знаю, отвечает на запросы Аркадия, Бориса, Василия и других парней», - заявил тренировавший Путина в детстве Анатолий Рахлин в интервью «Известиям» в 2007 году, имея в виду Шестакова и братьев Ротенберг. «Они друзья, и в характере Путина сохранился этот здоровый дух товарищества. Он берет парней из Санкт-Петербурга к себе на работу не за красивые глаза, а потому, что он доверяет людям, которые проверенные и преданные».
Мир дзюдо, по-видимому, не является исключением в той атмосфере доступа и влияния, которая преобладает в России. «Клубы без такого рода политической поддержки закрываются налево и направо», - говорит Сергей Юдаев, старший тренер московской команды, смотря поверх матов, где один из его бойцов только что потерпел поражение. «Явара» использует свои связи», - говорит он с горечью. «Черт, на их месте я бы делал то же самое». И кто может обвинить его? Возможно, это и не мягкий, гибкий способ, но самый надежный путь к успеху в России кроется в обладании правильными связями.