С момента начала демонстраций против Хосни Мубарака на площади Тахрир у американских репортеров и комментаторов преобладает оптимизм по поводу того, что называют египетской революцией.
Очень хочу надеяться, что ошибаюсь, но я с трудом разделяю это доминирующее настроение, хотя и солидарен с египтянами и другими арабами, которые стремятся к свободе.
Предлагаю восемь веских причин в обоснование моего пессимизма:
1. Страны почти никогда не переходят сразу от диктатуры к свободе. За последние 250 лет сложилось общее правило революций: чем более тиранический режим свергают, тем более тиранический режим заменяет его. Хотя может показаться, что в постсоветских странах Восточной Европы это правило не действует, но это не так. Причина, по которой Польша, Румыния, Чешская Республика, Венгрия и Болгария стали более или менее свободными странами почти сразу же после свержения коммунистической диктатуры, в том, что все эти диктатуры были навязаны из-за рубежа (Советским Союзом). Когда страна свергает домашнего диктатора, ему редко приходит на смену свободное общество. Французская революция заменила французскую монархию революционным террором. Русская революция заменила самодержавного русского царя тоталитарными комиссарами.
2. Когда свергают проамериканских диктаторов, их сменяют антиамериканские тираны. В 1959 году был свергнут проамериканский кубинский диктатор Фульхенсио Батиста и заменен антиамериканским коммунистическим тоталитарным государством под руководством Фиделя Кастро. Большинство кубинцев были гораздо более свободны при Батисте, чем при Кастро. В 1979 году была свергнута проамериканская диктатура шаха Ирана и заменена гораздо менее свободной, гораздо более репрессивной и злобно антиамериканской исламской тиранией.
3. Исламисты практически полностью монополизировали энергию масс в Египте и в других странах арабского мира. В политике энергия масс имеет значение. Именно поэтому небольшие активные группы могут оказывать влияние на более пассивное большинство страны. И в Египте ни одна группа или идея не обладает такой энергией, как у исламистов.
4. Ни свобода, ни толерантность не имеют корней в арабском мире. Очень трудно и, скорее всего, невозможно, вырастить деревья свободы и терпимости на почве, на которой они никогда не росли. И если эти деревья посажены, вероятно, потребуется много лет, чтобы они выросли.
5. Людям прививалась привычка зависеть от государства. В дополнение к политическим препятствиям, есть еще экономические и психологические. Большинство египтян и других арабов не знали другой экономической жизни, кроме как в зависимости от государства. В целях укрепления свободы государство должно сокращаться. Но если государство уменьшается, то же происходит и с государственными субсидиями на продовольствие, и с численностью госслужащих. Даже если согласиться с тем, что стремление к свободе у египтян преобладает над их стремлением к исламистскому государству, для создания свободной страны египтяне должны отучить себя от зависимости от государства. А это просто немыслимая вещь. Возьмите пример Мэдисона, штат Висконсин, чтобы понять, как это трудно даже в процветающей, свободной, ведущей стране мира.
6. Американские СМИ не пишут о плохих парнях. Вы не узнали всей правды о площади Тахрир. По сей день газета New York Times не написала об изнасиловании Лары Логан (Lara Logan), главного зарубежного корреспондента CBS TV, когда 200 египетских мужиков издевались над ней на площади Тахрир с криками «еврейка, еврейка». CBS News и сами не сообщали об этом инциденте, пока этого не сделали другие. Точно также лишь несколько основных СМИ сообщили или показали изображения Мубарака в виде израильского агента или о нападениях на другие группы западных журналистов, которых называли агентами Израиля.
7. Египет становится ближе к Ирану. Одним из первых шагов египетской армии после установления контроля над правительством Египта стало разрешение двум иранским военным кораблям впервые после иранской революции пройти через Суэцкий канал. Если это не дурной знак, то что считать дурным.
8. Египет пропитан ненавистью к евреям и Израилю. Последнее и, возможно, самое главное: Египет и остальная часть арабского мира на протяжении
десятилетий погружены в пучину ненависти к евреям и Израилю. Исторически сложилось так, что здесь антисемитизм определяет вектор общества, а это породит другие проблемы и в конечном итоге приведет к саморазрушению. Озабоченность уничтожением Израиля доселе являлась самым крупным препятствием для присоединения арабских стран к современному миру. Никогда арабский прогресс не станет возможным, пока арабский мир не откажется от своей навязчивой идеи исчезновения Израиля.
Положите на весы эти восемь весомых причин, читая об отдельных египтянах, которые устали от диктатуры и стремятся к свободе. Такие замечательные люди жили и на Кубе в 1959 году, и в Иране в 1979 году. Как правило, они окончили свой путь в тюрьме.