Годовщина президентства Виктора Януковича интересна прежде всего не тем, что произошло собственно на Украине, сколько разительной переменой в международном восприятии этой страны. Еще полтора года назад и в России, и в Европейском Союзе, и в США преобладала точка зрения, что украинские сюжеты – прежде всего энергетическая проблема и судьба Черноморского флота – станут причиной острых кризисов (вплоть до применения военной силы) в обозримом будущем. События в Киеве не исчезали из информационных сводок, все происходящее рассматривалось сквозь призму ожесточенного геополитического соперничества Москвы и западных столиц.
Сегодня об Украине вспоминают не часто. Изредка появляются новости о журналистах, недовольных давлением властей. Продолжается вялотекущая эпопея с судебным преследованием экс-премьера Юлии Тимошенко и некоторых из ее соратников, сопровождаемая спорадическими высказываниями европейских политиков в их защиту. Время от времени доносятся отголоски споров о трактовке истории – между версиями запада и востока страны. Периодически звучат предостережения об угрозе экономического обвала, но он не происходит. Обсуждение темы газового транзита почти прекратилось и с Москвой, и с Брюсселем. Даже отмена конституционной реформы, вернувшая полномочия президенту, а также продление срока законодательной и исполнительной власти не вызвали почти никакой реакции вовне. Наконец, российско-украинская сделка апреля прошлого года, согласно которой скидка на газ для Украины была обменяна на длительное пребывание Черноморского флота в Севастополе, оставалась в информационном пространстве лишь несколько дней. Не случилось и продолжения, которого многие ожидали, – российская экспансия с захватом командных высот в украинской экономике ограничилась парой громких заявлений Владимира Путина и уклончивыми ответами Киева.
Украина превратилась в политическую периферию. Отчасти это вызвано объективными обстоятельствами – экономический кризис 2008 года перекроил систему приоритетов ведущих игроков. Занявшись внутренними проблемами, ЕС и США перестали уделять прежнее внимание многим внешним вопросам. Этап выхода из рецессии принес не возвращение к докризисным интересам, а быстрый рост новых вызовов – от еще более внушительного подъема Китая и Азии вообще до потрясений на Ближнем Востоке с совсем уж непредсказуемым исходом. В изменившейся ситуации конфликты, недавно казавшиеся судьбоносными, таковыми уже не выглядят, практически все постсоветское пространство откатилось в иерархии приоритетов. А как только снизилось давление Запада, то и Россия, которая практически всегда действует реактивно, перестала действовать напористо.
Впрочем, параллельно меняющемуся миру менялась и Украина. Вне зависимости от отношения к идеологии «оранжевых», правление Виктора Ющенко–Юлии Тимошенко было временем постоянных потрясений – как внутри- так и внешнеполитических. Отчасти это было естественным следствием стремления к переменам после гнетущего застоя позднего Леонида Кучмы. Но в значительно большей степени – результатом некомпетентности властей, неспособных сформулировать осознанную стратегию перемен и согласованный подход к реформам. Управленческие неудачи пытались компенсировать идеологическим накалом. Попытка быстро изменить национальную идентичность такой сложносоставной страны, как Украина, сориентировать ее на резкий разворот от России сама по себе гарантировала эскалацию внутреннего напряжения. На это накладывалась бесконечная личная война бывших соратников.
Все это время Украина пребывала в международном фокусе. По объективным причинам – американские и европейские интересы не обходили эту часть света. И субъективным – президент Ющенко прекрасно понимал, что поддержание высокого градуса противостояния с Москвой является выгодным способом удержания внимания партнеров на Западе. И хотя российскую политику того времени идеальной и безошибочной уж точно не назовешь, Киев старательно раздувал угли любого конфликта. Поскольку Виктор Ющенко всерьез и глубоко верит – чем дальше Украина от России, тем светлее ее перспективы.
Результат, однако, оказался не тем, на который рассчитывали. В какой-то момент от нескончаемых свар внутри украинской власти и постоянных столкновений на грани фола между Украиной и Россией устали и внешние патроны, и население. Нынешняя безучастность и тех, и других – во многом результат «оранжевого» пятилетия. Именно поэтому Виктору Януковичу удалось всего за год взять почти под полный контроль всю политическую систему страны, не встречая практически никакого сопротивления ни внутри, ни извне. Элегантный размен «флот за газ», когда Москва и Киев устранили две очень неприятные проблемы отношений, ничем не поступившись (Россия подарила Украине деньги, которые никогда бы не получила, а Украина разрешила сохранить флот, факт пребывания которого ничего для нее не меняет), успокоил внешние силы, не заинтересованные в новых «горячих точках».
За год президентства Виктор Янукович консолидировал власть, снял лишнее напряжение, начал избавлять Украину от репутации государства, на которое не стоит полагаться. Иными словами, создал условия для проведения последовательной политической и экономической стратегии. Осталось только ее сформулировать. Но с этим как раз никакой ясности нет. До сих пор вся энергия уходила на стабилизацию. Можно сказать, что весь год Янукович пожинал плоды правления Ющенко – печальные для Виктора Андреевича, но выгодные для Виктора Федоровича.
Конечно, времени у Януковича еще более чем достаточно, но из практики любой страны известно, что «медовый месяц» любой власти ограничен во времени. Использовать разочарование народа в предшественнике невозможно бесконечно, а отсутствие внятной оппозиции, очень приятное на первом этапе, в какой-то момент превращается в недостаток – не с кем разделить ответственность за болезненные решения и даже просто «стравить пар» из котла. Конечно, на постсоветском пространстве хватает режимов, где отсутствует само понятие «оппозиция». Но, во-первых, до такого состояния Украина не дойдет никогда, не то общество, а, во-вторых, и упомянутые режимы рано или поздно заходят в тупик, выход из которого без потрясений невозможен.
В геополитическом плане отсутствие внешнего соперничества, которое работало на разрыв страны, есть безусловное благо. Но понятное позиционирование Украине все равно потребуется. Пока же страна застыла в промежуточном положении, соблюдая дистанцию и от России (вопреки обвинениям оппонентов Янукович продавать суверенитет Кремлю не собирается), и от Евросоюза, которому, впрочем, и самому сейчас не до Киева. Статический баланс можно сохранять какое-то время, но для развития нужно начать движение. Движение лишь в одну сторону, как показал опыт Ющенко, усугубляет проблемы. Для маневрирования же нужна гибкость и тонкий расчет. И если эти качества присутствуют, как раз сейчас пришла пора их проявлять.