Тысячи миль спокойной речной глади пронизывают территорию России как обширная, капиллярная сеть, однако уже больше половины столетия лишь немногие из иностранцев могли плавать по этим рекам.
Иностранцу, решившему окунуть весло в российскую реку, необходимо подать заявку за три месяца и получить разрешение от целой кучи ведомств, включая министерства транспорта и обороны.
Однако, возможно, вскоре, ситуация изменится.
По словам исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Оскара Конюхова правительство сейчас обсуждает новые предложения о допуске иностранных туристов на российские реки.
«Действующее законодательство сохранилось со времен «железного занавеса», - заявил Конюхов. – Однако, по-моему, сейчас все уже поняли, что пересекшая границу яхта с туристами вряд ли станет серьезной угрозой для национальной безопасности».
Конюхов надеется, что новое законодательство, которое, по его мнению, будет принято к лету, позволит путешествовать по российским водным путям с той же легкостью, с какой можно приехать через границу из Германии на автомобиле.
Конюхов уверен, что гигантская сеть рек, озер и притоков может заставить опытных яхтсменов покинуть излюбленные маршруты в Средиземноморье, Карибском море и у балтийского побережья – ближайшего конкурента России.
На российских водных путях можно увидеть «несравненную красоту» неиспорченной цивилизацией глуши, утверждает он, добавляя: «Как много в мире мест, в которых вы можете за сотни миль пути не увидеть ни одного человека?»
Конюхов считает, что российские заснеженные реки и озера больше всего похожи на канадские, а Канада пользуется популярностью у поклонников парусного спорта – особенно у скандинавов и японцев.
«Не стоит забывать, например, о возможности пройти по рекам от Санкт-Петербурга до Москвы, любуясь по пути множеством исторических зданий».
Он убежден, что его страна вскоре будет привлекать со всего мира «людей, которых интересует настоящее путешествие по сравнительно неизведанным водам» - как авантюристов-одиночек, так и семьи.
Однако редактор журнала Motorboat and Yachting Карл Ричардсон (Karl Richardson) полагает, что именно эта загадочность и отсутствие инфраструктуpы могут оказаться крупным недостатком, отпугивающим потенциальных туристов.
«Сравнение с Канадой вполне уместно – обе страны устрашающе огромны и отличаются холодным – можно сказать, суровым - климатом. Однако главное различие между ними состоит в том, что Канада обладает обширной и развитой водной инфраструктурой».
По мнению Ричардсона, пока Россия не создаст развитую сеть вспомогательных объектов, она сможет привлечь только самых отважных моряков.
Конюхов возражает на это, что единственная причина отсутствия инвестиций в российские водные пути состоит в неразвитости низовой местной культуры парусного спорта.
«Большинство яхтсменов – это богачи со своими суперяхтами, - объясняет он. – Они обычно сидят в московских и петербургских гаванях, а если и отправляются куда-то то разве что к модным европейским гаваням».
Исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта утверждает, что, как только будет принят новый закон, и инвесторы осознают потенциал привлечения в российские воды богатых иностранных туристов, в этот сектор придут большие деньги.
Однако инфраструктура – это не единственная требующая внимания проблема. По мнению Ричардсона, дело не должно ограничиваться облегчением доступа к водным путям – необходим также серьезный сдвиг в культурных установках.
«Мой друг сумел войти в число тех немногих иностранцев, которые смогли попутешествовать по России на своих яхтах, и – хотя, по его словам, это было абсолютно восхитительно – его постоянно останавливала речная милиция, а в итоге, прежде чем он покинул страну, его на три недели задержали в доках».
Однако, если оставить эти проблемы в стороне, законопроект открывает впечатляющие перспективы, признает Ричардсон.
«Поймите меня правильно, все может получиться восхитительно. Отдых на каналах и реках сейчас вновь входит в моду, особенно в таких странах, как Англия и Франция, в которых в результате возникли длинные очереди на аренду речных судов и резко возросли цены», - утверждает он.
«У России красивый и разнообразный ландшафт, поэтому она потенциально может стать дешевой и необычной альтернативой для поклонников этой исключительно здоровой формы отдыха».
Британский яхтсмен и путешественник Стив Уайт с ним совершенно согласен. «Я недавно смотрел российские реки на сайте Google Earth, и думал о том, что там, должно быть, удивительно спокойно», - заявил 37-летний искатель приключений, планирующий в этом году в одиночку обойти мир на яхте.
«Я бы с удовольствием туда отправился. А тем, кто считает, что там будет слишком холодно, лучше было бы просто выбрать себе другое хобби».