Ставрополь. В вестибюле «Института дружбы народов Кавказа» весит огромный транспарант, на котором большими красными буквами на белом фоне написано, что студенты горды тем, что они живут в России, и счастливы, так как имеют возможность учиться в Ставрополе. Вместе с тем при посещении этого института ставропольским архиепископом митрополитом Феофаном речь идет не о счастье или гордости, а о тех опасностях, которые угрожают югу России, а также о духовной поддержке студентов в это неспокойное и неопределенное время.
Епископ Феофан после короткого богослужения в институтской часовне рассуждает о задачах церкви. По его словам, она состоит в том, чтобы творить мир и согласие в регионе, в котором проживают христиане и мусульмане. Опираясь на свой посох, он говорит о том, что Бог объединяет христиан и мусульман в России. Русский язык, сама классическая русская культура связывает людей, поскольку они усваиваются всеми народами России. Полезно также, подчеркивает он, что Россия имеет добрую традицию существования в качестве многонационального государства, и именно такой страной – безразлично, под каким флагом, - она всегда и была.
Эксперты не столь позитивно оценивают российско-советскую многонациональную историю, но для епископа важно не прошлое, а программа на будущее. Он рассуждает о том, какой должна быть Россия для того, чтобы она не распалась на части. Вопрос о том, как обстоят дела с синтезом между русскими и кавказцами в Ставрополе, судя по всему, не нравится епископу Феофану. Кроткая улыбка сходит с его лица, и он отвечает вопросом на вопрос: можно ли поверить в то, что в Германии с ее поверхностным пониманием терпимости когда-нибудь может сложиться политическая нация, включающая в себя проживающих в Германии турок? Что касается России, то здесь, по его словам, сделано в этом отношении значительно больше.
Однако два студента этого института, приехавшие из соседней мусульманской республики Карачаево-Черкесии, считают иначе. Они стараются даже не приближаться к институтской часовне. «На наш вкус – слишком много ладана», - саркастически замечает один из них. Второй жалуется на то, что для многих мусульманских студентов нет места для совершения молитвы, а христианские церковнослужители по православному обычаю окропляют аудитории святой водой, и иногда это происходит в присутствии студентов, в том числе и мусульман. Это оскорбляет их религиозное чувство. Оба говорят, что они, тем не менее, хотя и дальше продолжать учиться в этом институте. У них дома существует много новых мечетей, но учебные заведения лежат в руинах, а там, где они еще сохранились, нужно платить большие суммы для того, чтобы в них поступить.
Убиты в предгорье Кавказа
Однако благочестивые слова на стене о «большом и прекрасном доме Россия, где есть место для всех», о котором мечтает митрополит Феофан, висят криво, и в этом можно убедиться недалеко от Ставрополя, в Пятигорске. Три мусульманские студентки в течение нескольких недель появлялись на лекциях в хиджабах, и тем самым спровоцировали острый конфликт. Заместитель муфтия Ставропольского края Магомед-Саид Магомедов уходит от ответа на вопрос о том, каким образом может быть разрешен этот конфликт. Если государство в своих учреждениях запрещает носить предписанный Кораном покров, говорит он во время беседы, проходящей в помещении для посетителей мечети в Пятигорске, то у мусульманских женщин есть возможность заочного обучения или частные занятия. Они могут также остаться дома, что, если судить по жестам, его больше всего бы устроило. Однако все это, по его словам, очень и очень сложно.
Убийственным контрапунктом миролюбивым мечтаниям архиепископа об объединяющей силе русской культуры и извилистым вербальным ухищрениям заместителя муфтия представляется перестрелка между бандитами из исламистского подполья и бойцами спецподразделений, произошедшая на административной границе между Карачаево-Черкесией и Ставропольским краем – всего в пятидесяти километрах от города Ставрополя. Итог этого дня в предгорье Северного Кавказа таков – шестеро убитых. Накануне в соседнем Дагестане было совершено нападение, и террористами-смертниками на этот раз были, судя по всему, двое перешедших в ислам русских из Ставропольского края - мужчина и женщина. Они вступили в контакт с воинствующими исламистами из числа тех, кто посещает мечеть в Пятигорске. Магомед-Саида это шокирует, и он смягчает тон – все это было еще до его прихода в эту мечеть.
«Россия для русских»
В одном из кафе в Ставрополе Валентина Савченко раскладывает на столе материалы, которые вскоре должны быть опубликованы в Москве. Она является научным работником, и в ходе проведенного опроса общественного мнения она попыталась установить, как изменились настроения молодежи в Ставрополе с «того момента». Под «тем моментом» в Ставрополе принято понимать события четырехлетней давности. Тогда в ходе массовой драки был убит один чеченец, после чего были разосланы многочисленные анонимные короткие сообщения, в которых говорилось о том, что за каждого убитого чеченца умрут 20 русских. Вскоре после этого были обнаружены двое русских с перерезанным горлом. Пять тысяч русских – большая толпа для среднего по размеру Ставрополя – вышли на улицы в знак протеста против совершенного убийства. Они обвиняли власть в бездействии и скандировали лозунг: «Россия для русских!»
По словам Валентины Савченко, русские опасались того, что в Ставрополе может начаться всеобщая жестокая борьба. Слухи о запланированных чеченцами зверствах привели к тому, что русские женщины перестали выходить из дома, так как они боялись быть изнасилованными. Из собранных ей материалов следует, что в Ставрополе после происшедших четыре года назад событий удвоилось количество молодых людей, готовых принимать участие в столкновениях на национальной или религиозной почве, «если это потребуется».
Все больше насилия и оружия
Ваха Гучигов – глава ингушского и чеченского культурного центра в Ставрополе и, помимо этого, еще и официальный представитель чеченского президента Рамзана Кадырова в Ставропольском крае, вспоминает о том, что «в тот момент» и кавказская молодежь также хотела выйти на улицу, чтобы продемонстрировать это русским после их «антикавказских» выступлений. С большим трудом удалось их тогда от этого отговорить. Такая же взрывоопасная ситуация сложилась в прошлом году, когда незадолго до выступления чеченской фольклорной группы в центре города была взорвана бомба, и тогда погибли восемь человек, в том числе маленькая девочка. Уже по другому поводу несколько месяцев назад в Ставрополе при помощи ножей и металлических труб выясняли между собой отношения русские и дагестанцы.
Ставрополь был основан как крепость в конце 18-го века во время покорения царской империей Кавказа, и у потомков казаков, которые когда-то завоевали этот регион для русских, растет готовность защищать себя с оружием в руках, если кавказцы нападут на кого-то из них. Это можно сделать очень быстро, говорит атаман ставропольских казаков Дмитрий Стригунов, так как между казаками налажены хорошие связи, а оружие, по его словам, всегда найдется. Русский таксист Сергей считает, что скоро начнется большая война, которую будут вести русские против кавказцев, если государственная власть не усмирит, наконец, этих «мусульманских подонков». И так думают многие.
Предвыборные обещания, противоречащие конституции
В середине марта в Ставропольском крае будут проходить региональные выборы, и в ходе избирательной кампании кремлевская партия «Единая Россия» представляет себя в качестве защитницы русских. Те, кто приезжают в Ставрополь для того, чтобы устраивать драки, а не учиться, будут, по словам партийных функционеров, исключены из институтов и отправлены домой. Добровольные народные дружины должны бороться против экстремизма и терроризма, а кавказцы должны получать в Ставрополе только временную регистрацию. Этот перечень мер (имеющий мало общего с российской конституцией) смягчен обещанием усилить пропаганду ценности русской культуры и Русской православной церкви.
Чеченец Ваха Гучигов, шеф которого Рамзан Кадыров также является членом кремлевской партии, возмущенно упрекает ее в «отсутствии интернационализма», и выступает с угрозами. Между 1970 годом и результатами последней переписи, проходившей в 2002 году, количество русских в Ставрополе значительно уменьшилось, а количество северокавказцев увеличилось, подчеркивает он. И скоро, когда «нерусские» получат «демографический контрольный пакет», они смогут «напомнить» русским о позорных предвыборных обещаниях.