Администрация Обамы без восторга встретила предложение ввести бесполетную зону над Ливией, назвав его затруднительным с военной точки зрения и неудобным дипломатически. Это отсутствие энтузиазма резко контрастирует с позицией Лондона и с прямыми призывами Дэвида Кэмерона использовать вооруженные силы.
США направили четыре корабля своего флота поближе к Ливии, чтобы они могли помочь как с гуманитарной помощью, так и с военными задачами. Пока речь идет исключительно об оказании помощи и об ограниченных действиях - таких как попытки лишить ливийского лидера Муаммара Каддафи связи.
Сын Каддафи Саиф, в своем телеинтервью заявил, что ливийские самолеты не используют против гражданского населения. Между тем именно эти обвинения в адрес режима Каддафи стали одной из главных причин разговоров о запрете полетов. В понедельник ночью, как сообщалось, были отбиты атаки сил Каддафи на три удерживаемых повстанцами города.
Генерал Джеймс Мэттис (James Mattis), возглавляющий Центральное командование США, в ходе сенатских слушаний заявил, что, несмотря на американское превосходство в воздухе, поддерживать бесполетную зону было бы непросто и, что для этого потребовалось бы нанести удар по ливийской ПВО, и в частности по ракетам «земля-воздух».
«Как военный скажу, что это была бы трудная задача. Чтобы ввести бесполетную зону, нужно сначала подавить ПВО. Так что не питайте иллюзий. Речь идет о военной операции, а не о том, чтобы просто приказать ливийцам перестать пользоваться самолетами», - подчеркнул Мэттис.
Если учесть, что США все еще находится в процессе выхода из войны в Ираке и при этом увязла в еще одной войне – в Афганистане, - понятно, что втягиваться в новый вооруженный конфликт Вашингтон не хочет.
Госсекретарь Хиллари Клинтон, выступая перед комитетом Палаты представителей по внешней политике, дала понять, что военное вмешательство со стороны США или других стран, может оказаться контрпродуктивным. По ее словам, администрация находится в курсе того, что ливийская оппозиция хочет, чтобы «было видно, что она сделала это сама, выражая волю ливийского народа, без вмешательства внешних сил». «Мы уважаем это желание», - заявила госсекретарь.
Она подчеркнула, что запрет на полеты по-прежнему может быть введен, хотя «существуют как аргументы в пользу этой идеи, так и вопросы по ее поводу».
Одним из главных аргументов против нее остается то, что США до сих пор не нашли никаких доказательств использования Каддафи ливийских ВВС для ударов по гражданским лицам или переброски самолетами африканских наемников. Ранее на этой неделе в своем интервью журналистке ABC Кристиан Аманпур (Christiane Amanpour) Каддафи заявил, что он не использует силу против собственного народа.
Проблему также представляют собой размеры Ливии по сравнению с Ираком и Косово, над которыми бесполетные зоны вводились в прошлом.
Официальный представитель Госдепартамента П. Дж. Кроули (PJ Crowley) на брифинге в понедельник указал на ряд проблем, в частности на необходимость проработать правила применения силы. «Я просто хочу сказать, что просто щелкнуть пальцами и запретить полеты невозможно. Нужно проделать большую подготовительную работу», - заявил он.
Британцы в свою очередь указывают на изменчивость ситуации в Ливии и подчеркивают, что, если произойдет масштабное кровопролитие, то ООН, согласившейся в принципе с тем, что международное сообщество обязано защищать уязвимое население, будет затруднительно оставаться в стороне. «Очевидно, что лучше, чтобы все было заранее готово на случай, если такой момент наступит», - заявил один из британских чиновников.
Несмотря на заявления президента Франции Николя Саркози в поддержку идеи бесполетной зоны, французские представители в НАТО выступают против вмешательства альянса в происходящее в Северной Африке, считая, что такое вмешательство только дискредитировало бы демократическое движение и позволило бы исламским экстремистам воспользоваться сумятицей, чтобы провозгласить джихад против Запада.
Премьер-министр Франции Франсуа Фийон (François Fillon) утверждает, что пока ООН «не приняла решение использовать силу». Он отметил также, очевидным образом намекая на риторику Кэмерона, что «сейчас никто в Европе не способен в одиночку осуществить подобную операцию».
Европейские дипломаты с недоумением восприняли прямые заявления Кэмерона об использовании силы. Некоторые объясняют его поведение внутриполитическими проблемами и необходимостью продемонстрировать, что правительство контролирует ситуацию после досадных промахов с эвакуацией британских граждан из Ливии на прошлой неделе.
Возможное участие НАТО во введении бесполетной зоны обсуждалось на прошлой неделе на встрече послов стран-членов, но это предложение было встречено без энтузиазма.
Американские и европейские дипломаты утверждают, что для того, чтобы закрыть небо над Ливией, необходима резолюция Совета безопасности. Однако российский министр иностранных дел Сергей Лавров исключил возможность ее принятия, назвав запрет на полеты излишним.
Министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates), пообещал прислать подкрепления американским силам, собирающимся у побережья Ливии. По его словам на американский десантный корабль Kearsarge будут направлены 400 морских пехотинцев.
При этом он уверяет, что цель этого шага - расширить диапазон возможностей, и что он не означает обязательного применения силы.
«Резолюция Совета безопасности ООН не предусматривает применения силы. В рядах НАТО по этому вопросу тоже нет единодушия … нам также, честно говоря, стоит хорошенько подумать, прежде чем отправлять американских солдат в еще одну ближневосточную страну».
Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин предостерег США, Британию и их союзников от любых попыток действовать без санкции ООН, одними силами НАТО. «Если кому-то в Вашингтоне хочется добиться блицкрига в Ливии, то это серьезная ошибка, потому что любое применение вооруженной силы за пределами зоны ответственности НАТО будет считаться нарушением международного права», - заявил Рогозин российскому информационному агентству «Интерфакс».
Сейчас никаких попыток принять резолюцию ООН о запрете полетов не предпринимается. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) неоднократно заявлял, что он не будет действовать без санкции Совета безопасности ООН. Между тем и Россия, и Китай дали понять, в текущих обстоятельствах они наложат вето на любую резолюцию о военном вмешательстве.