Афганистан и Ирак, Египет и Ливия. Когда речь идет о внешней политике США, руки Америки не просто заняты, а зачастую и связаны.
На слушании Комитета по международным делам госсекретарю Хиллари Клинтон досталась задача обрисовать план будущего.
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, госсекретарь США: Поколения американцев, включая и то поколение, к которому принадлежу я, выросли успешными и благополучными, потому что мы возглавляли борьбу со сложнейшими вызовами в мире.
Однако теперь есть очевидные признаки того, что вызовы – и времена – меняются.
РОН ПОЛ, конгрессмен США, республиканец: Многие в этой стране пришли к заключению, что наша политика была непоследовательной. Сначала мы поддерживаем плохих парней, а затем они становятся нашими врагами.
2011 год – важный год. Произошли крупные перемены в раскладе сил и властей в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
А также есть признаки того, что влияние США в мире слабеет и убывает.
За несколько дней до падения режима египетского президента Хосни Мубарака как госсекретарь Клинтон, так и глава ЦРУ Леон Панетта (Leon Panetta) назвали его «стабильным».
Есть также и различия в точках зрения на тему войны в Афганистане.
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, госсекретарь США: В Афганистане объединенные усилия военных и гражданского населения поспособствовали созданию основы для дипломатических мер по поддержке возглавляемого афганцами примирения, которое может положить конец конфликту и вынудить Аль-Каиду уйти в бега.
Эта точка зрения резко отличается от оценки Роберта Уоткинса (Robert Watkins), специального представителя генерального секретаря ООН по Афганистану.
РОБЕРТ УОТКИНС, специальный представитель генсека ООН по Афганистану: Справедливым будет признать, что безопасность в стране находится на самом низком уровне с момента ухода Талибана.
Даже министр обороны Роберт Гейтс недавно выступил с таким заявлением:
РОБЕРТ ГЕЙТС, министр обороны США: По моему мнению, всякому будущему министру обороны, который посоветует президенту страны послать американские войска в Азию, на Ближний Восток или в Африку, «следует проверить голову», как деликатно выразился генерал Макартур.
Также встает вопрос денег – американская экономика слаба и теряет инструменты воздействия на другие державы, такие как Китай или Бразилия. Это также расстраивает законодателей.
ДАНА РОРБАХЕР, конгрессмен США: Разве есть смысл в том, чтобы занимать деньги у Китая, а затем раздавать их другим странам, включая и сам Китай?
Что касается Ирана, Госдепартамент озвучил свою четкую позицию.
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, госсекретарь США: Отрицание человеческого достоинства в Иране – крайне возмутительно и заслуживает осуждения со стороны всех, кто выступает за свободу и справедливость.
Однако во многих других регионах, например в Бахрейне, Албании и, наиболее заметно, - в Ираке, где гораздо больше людей погибают от рук посаженного американцами правительства, царит молчание.
Сегодня ландшафт меняется в Ливии, и трещины в фундаменте становятся все глубже.
ИЛЕАНА РОС-ЛЕТИНЕН, председатель Комитета по международным делам: Мы должны поддерживать крепкие связи со своими союзниками, а врагов следует четко распознавать.
Позиция по вопросу «добро и зло» постоянно меняется, а влияние над ходом событий все убывает и убывает.