Волна массовых беспорядков, которая примерно год назад начала раскачивать страны Западной Европы, сейчас охватила Северную Африку и Средний Восток, а также нашла отголоски в самой Америке. Это только начало, потому что кризис глобальной неолиберальной системы углубляется, пробуждая от сна все больше народов. Как бы быстро ни работала машина по печатанию долларов, сколько бы триллионов ни вкладывалось в спасение глобальных банков и создание новых военных баз, это лишь явственнее раскрывает экономическое и моральное банкротство системы и ускоряет ее конец. Только в странах бывшего Восточного блока пока все спокойно.
Йохан Галтунг родился в 1930 году в семье врачей и общественно активных людей. Когда Норвегию оккупировала захваченная нацистами Германия, вся семьи Галтунгов подключилась к работе антиоккупационного подполья. После окончания Второй мировой войны сестра Галтунга со своими будущим мужем заявили, что они коммунисты. Для этого две причины, объяснила сестра: 1) победу над нацизмом завоевала Советская армия (западные союзники только бомбили немецкие города и убивали мирных жителей); 2) только советское правительство заботится о простых людях: обеспечивает им образование, здравоохранение, социальную защищенность и полную смысла жизнь. Сестра не отрицала наличие диктатуры в СССР, но поясняла, что это только необходимая временная фаза. Это была идеализация, которую можно сравнить с неразумной влюбленностью человека.
Сам Йохан Галтунг избежал влюбленности в советскую идеологию и пропаганду и вместе с этим защитил себя от разочарования и слепого антисоветизма. Именно Йохан Галтунг, выступая на созванной в 1980 году в Москве конференции, прогнозировал, что в течение 10 лет падет Берлинская стена, и вскоре после этого развалится и сам СССР.
Развал СССР Галтунг прогнозировал, указав на пять главных противоречий:
1) между СССР и его союзниками, которые хотели независимости;
2) между Россией и остальными республиками СССР, которые хотели большей автономии;
3) в отношениях между городом и селом, которые были характерны для конструкции СССР;
4) в отношениях между социалистической буржуазией и социалистическим классом трудящихся;
5) между ликвидностью денег и дефицитом потребительных товаров (деньги у населения были, а товаров не хватало).
Если бы советские руководители всерьез прислушались к Галтунгу и что-то сделали для устранения этих противоречий, вполне возможно, что Восточный блок по-прежнему существовал и процветал бы. Однако имперское высокомерие сделало этих руководителей слепыми, и СССР развалился. А его жители потеряли, в том числе и то, что было хорошим и полезным.
В 2000 году на конференции в США Галтунг выступил с новым прогнозом – на этот раз о развале империи США до 2025 года. Политику Джорджа Буша он назвал ускорителем развала империи.
Некоторые из акцентированных Галтунгом противоречий, которые, по его мнению, неотвратимо подрывают империю США:
- между экономическим ростом и распределением благ;
- между финансовой экономикой и продуктивной (реальной) экономикой;
- несправедливые, дискриминационные экономические договоры с другими странами;
- между государственным терроризмом США и ответным терроризмом угнетаемых народов:
- между США и их союзниками (в том числе между европейской элитарной культурой и продукцией вульгарной, плебейской массовой культуры США);
- между США и странами Юго-Восточной Азии (в возможном альянсе с Россией и другими участниками Шанхайской организации сотрудничества, которые в целом составляют 40% населения Земли).
Фактически та часть света, которая дольше всего испытывала доминирование США, вошла в фазу разочарования, характеризующуюся слепым антиамериканизмом с отрицанием того, что было хорошего и полезного в американской системе. И только от самих США зависит, перерастет ли этот антиамериканизм в резкое отвращение ко всему американскому, когда фактор глобальной политики США потеряет значимость и будет игнорироваться. Для предотвращения такого развития США нужно полностью отказаться от политики имперского доминирования и стать нормальной демократической республикой, которая сотрудничает с другими государствами как с равноправными суверенными партнерами.
Что касается стран бывшего Восточного блока, в том числе и Латвии, то они доминирование Америки испытывали в течение более короткого периода, к тому же одновременно переболев слепым антисоветизмом. По этой причине процесс от абсолютной идеализации всего американского до антиамериканизма проходит с заметным запозданием, поскольку для утраты иллюзий необходимы время и тяжелые удары. Именно этим объясняется то, что в комментариях к статьям в Интернете, в которых критикуется политика США, автора часто называют подкупленным «красными» или агентом Москвы. В странах бывшего Восточного блока пока не наблюдается заметного движения сопротивления американскому империализму и его коллаборационистам.
Миф о демократическом «свободном мире» с советских времен глубоко укоренился в сознании бывших советских граждан, и отказаться от привычных иллюзий иногда очень тяжело. Хотя общедоступные факты убедительно опровергают эти иллюзии.
США с самого начала (первых 13 британских колоний на восточном побережье Северной Америки) были проектом по завоеванию, геноциду местных жителей (американских индейцев) и военной экспансии. С тех пор как президент Джефферсон в 1801-1805 годы организовал военное нападение на Ливию, США до наших дней осуществили 245 военных интервенций на всех континентах мира. После Второй мировой войны США реализовали 74 прямых или косвенных (с использованием американского оружия или финансируемых союзников) военных интервенций в другие страны, убив в общей сложности около 20 миллионов человек. У каждого убитого, в особенности в странах с традиционным укладом, как минимум, 10 близких родственников, которые при определенных обстоятельствах готовы отомстить. Отсюда и т.н. терроризм.
Между прочим, единомышленников семьи Галтунга немецко-нацистские захватчики в свое время тоже называли террористами, и участников движения сопротивления в Латвии различные завоеватели в свое время тоже называли террористами и бандитами.
В среднем в мире 125 000 человек каждый день умирает от голода или от легко излечимых в нормальных условиях болезней. Не все эти смерти можно приписать империализму США, но большая часть жертв все же в странах, которые так или иначе подчинены имперскому диктату США, к примеру, в странах, принявших условия контролируемого США Международного валютного фонда и Всемирного банка. И в Латвии с начала либеральных рыночных реформ в 1991 году существенно ухудшилось здоровье людей, резко сократились средняя продолжительность жизни и рождаемость. За эти годы, если сравнить количество родившихся и умерших, мы потеряли почти 250 000 жителей. Для Латвии это много - больше, чем мы потеряли в двух мировых войнах всего. Не меньшее число жителей Латвии были вынуждены уехать со своей родины, а большая часть оставшихся влачит жалкое существование. Они тоже жертвы политики США по глобальному доминированию.
Нам рассказывают, что войны, конфликты и насилие в мире происходят в основном из-за национальных или религиозных различий, приводя в качестве примера для этого тезиса Северную Ирландию, где не прекращается конфликт между лютеранами и католиками, или арабские страны, религия которых якобы делает их естественными врагами Запада.
Но это не правда. Хотя бы пример Латвии свидетельствует о том, что лютеране очень хорошо могут уживаться с католиками. В свою очередь, пример Швейцарии показывает, как хорошо в одном государстве могут сосуществовать различные национальности. Война означает, что одна или несколько сторон не использовали возможность урегулировать конфликт.
Йохан Галтунг посвятил свою жизнь не идеологической работе и не поиску врагов, а мирным исследованиям и урегулированию конфликтов. Он основатель и долголетний руководитель TRANSCEND International. Сотрудники этой организации успешно работают во всех регионах мира. Много мирных решений найдено, много – еще впереди.
Мир населяет около 2000 народов, каждый из которых уникален и каждый может дать ценный вклад в расцвет мира. И никому не дано права силой или хитростью что-либо навязывать этим народам. Ключ к решению надо искать в умении и желании подняться над идеологическими рамками и найти решение для мирного сосуществования.
(Публикуется в сокращении).
Перевод: Лариса Дереча