Москва – Один из самых известных активистов по защите прав человека Олег Орлов продолжает выступать с обвинениями в адрес Рамзана Кадырова. Орлов утверждает, что в республике царит тоталитарный режим. Орлов будет давать показания в суде, который станет проверкой уровня толерантности в России.
Чеченский президент Рамзан Кадыров считает, что был оклеветан Орловым словами, что «президент виновен в убийстве его коллеги». Дело было открыто несколько месяцев назад, но лишь в четверг Орлов впервые даст показания. Адвокат Кадырова Андрей Краснеников заявил, что чеченский лидер может лично посетить заседание. Позже в среду эта информация была опровергнута представителем Кадырова Альви Каримовым. Не было предоставлено никаких объяснений о разногласии сторон.
В интервью агентству The Associated Press Орлов не отказался от своих заявлений в адрес Кадырова, так как считает его виновным в убийстве Натальи Эстемировой в 2009 году, заказал ли президент его напрямую или нет.
«Когда я обвинил его, я не заявлял, что он напрямую имел отношение к преступлению», - добавил Орлов. «Я сказал, что его прямое участие возможно, и что это самая вероятная из версий, которую стоит прорабатывать», - отметил он.
Эстемирова была похищена в столице республики городе Грозном, а через несколько часов застрелена пулей в лоб на обочине дороги. Орлов заявил в интервью: «Люди спрашивают меня, кто виноват в убийстве? Я знаю имя этого человека, и это Рамзан Кадыров».
Кадыров обвиняется в похищениях и пытках людей во имя сохранения спокойствия в регионе. На этом суде активист попытается заставить Кадырова ответить за свои преступления. Если Орлова признают виновным, то его срок может составить до трех лет тюремного заключения.
Кадыров с самого начала отрицал все обвинения. «Зачем Кадырову убивать женщину, до которой никому нет дела?» - заявил он в интервью в августе 2009 года Radio Free Europe. «У нее никогда не было ни достоинства, ни чести, ни совести».
Позже он подал в суд на Орлова. В прошлом году он уже выиграл гражданское дело против Орлова, а потом пошел в уголовный суд. Орлов надеется обойтись штрафом, если его признают виновным.
Олег Орлов заявил, что Кадыров выстроил режим, который контролирует все аспекты жизни республики, где люди в масках продолжают пытать и даже убивать в попытке сохранить его у власти.
«В Чечне созданы такие условия, что любое пожелание воспринимается как прямое указание к действию, как закон», - считает Орлов. Такие указания помимо государственных органов готовы выполнить «многочисленные помощники».
Чеченский лидер продолжает укреплять дружбу с Кремлем, называя новые трассы в честь Путина и развешивая везде плакаты с его изображением. Орлов уверен, что Кадыров не может остановиться в расширении своих полномочий и уничтожении всех видимых противников.
«Выстроено тоталитарное общество. Не авторитарное, а именно тоталитарное. Государственные органы присутствуют во всех аспектах жизни, подчиняясь одному человеку».
Рамзан Кадыров воевал с сепаратистами, но перешел на федеральную сторону перед началом второй чеченской войны в 1999 году. Его отец, Ахмед, тоже бывший сепаратист, стал первым назначенным Кремлем президентом в республике, но был убит в 2004 в результате теракта на стадионе.
Эстемирова безустанно работала и помогала чеченцам, чьи родственники были похищены и убиты. Официальные органы редко занимались такими делами.
«Лишь после ее смерти, мы осознали, какой важной миссией она занималась», - отметил Орлов. «Это убийство стало доказательством того, что они не могут защитить собственный народ. Никто не защищен. Любой может быть убит».
Орлов прекрасно осознает риски, которые несет в себе его деятельность в России, но признает, что могущество Кадыров его поразило. «Сказать, что я не боюсь, было бы неправдой. Я чувствую угрозу. Но нельзя позволять страху контролировать ход событий. Страх сам по себе не страшен, он работает как механизм самосохранения».
Противники Кадырова были застрелены в Москве, Вене и Дубае в последние несколько лет.
Австрийская полиция заявила, что хочет задать Кадырову несколько вопросов, касающихся дела об убийстве его бывшего телохранителя, Умара Исраилова. Полиция Дубая обвинила федерального чиновника Адама Делимханова, считающимся правой рукой Кадырова, в участии в убийстве Сулима Ямадаева в марте 2009 года.
И вот впервые дело с его участием дошло до российского суда, известного своей податливостью влиятельным и богатым.
Кадыров постоянно отрицает свою причастность к любым убийствам, заявляя, что все обвинения сфабрикованы, чтобы опорочить его имя. Его противники уверяют, что уровень насилия в республике зашкаливает.
Под управлением Кадырова и при поддержке массивных федеральных вливаний в местный бюджет республика живет относительно спокойно. Столица Грозный, от которой остались одни развалины после двух войн, почти отстроилась заново, а насилие, которое раньше захлестывало республику, теперь переместилось в соседние регионы.
Кадыров контролировал процесс того, как федеральное правительство преследовало всех, кто был связан с сепаратистами. Правозащитные организации зафиксировали многочисленные факты исчезновений людей, поджигания домов и расстрелов людей без суда и следствия. Они заявляют, что у них существуют прямые доказательства участия Кадырова в санкционировании пыток во время допросов.
«Мы пытаемся им объяснить, что государственный терроризм неэффективен, но хуже всего – он незаконен», - заявляет Орлов. Кадыров же переигрывает ситуацию и заявляет, что правозащитники поддерживают терроризм.
«Мы говорим о человеке, который приравнивает критиков его политики к террористам. Он утверждает, что мы пособники террористов. В данных условиях опасно называть себя правозащитной организацией», - добавил Орлов.