Три новости последних недель возвестили о возвращении России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Первая – о поездке министра обороны России на один из Курильских островов с «целью проведения инспекции». Она состоялась после визита российского президента Дмитрия Медведева на Курилы в прошлом году. Вторая – российский военно-морской флот в предстоящие десять лет потратит более 150 миллионов долларов на постройку десятков новых подводных лодок и надводных кораблей, сосредоточив главное внимание на Тихом океане. Третья – Россия развернет современные зенитно-ракетные комплексы С-400 для защиты Курильских островов.
Все эти новости связаны с длящимся семьдесят лет спором между Россией и Японией за контроль над Курилами, а следовательно, вроде бы свидетельствуют об ухудшении отношений между ними. Имея кажущийся неисчерпаемым источник пополнения казны нефтедолларами, Москва впервые за два десятка лет намерена сделать ощутимым свое присутствие в северной части Тихого океана.
Но здесь вполне вероятно и другое. Возможно, президент Медведев и премьер-министр Владимир Путин на самом деле закладывают фундамент для того, чтобы сосредоточиться на истинном и давнем враге России - Китае. По этой причине Токио и Москва должны воздерживаться от создания нового кризиса в своих взаимоотношениях, и вместо этого совместно подумать над тем, как им противостоять той угрозе безопасности, которую представляет Китай.
Если Россия и Япония спорят из-за сибирских и Курильских территорий с середины 19-го века, то китайско-российский конфликт намного древнее; он берет свое начало в 17-м веке. У двух стран тысячекилометровая общая граница, из-за которой между ними возникали стычки не далее как в 1969 году. Хотя Японии тоже не чужда борьба за региональную гегемонию, подлинными лидерами в Евразии считают себя Россия и Китай.
Стремление Москвы укрепить свое влияние в районах, представляющих для России стратегический интерес, привело, например, к резкой активизации полетов российской военной авиации вблизи японской территории. В связи с этим возникает два вопроса. Первый: действительно ли вышеуказанные шаги свидетельствуют о сдвиге в российской политике с упором на Азиатско-Тихоокеанский регион? И второй: если это так, почему именно сейчас, и в чем заключается конечная цель Медведева и Путина?
Ответ на первый вопрос может быть прост. Возможно, Россия, как и другие ведущие страны мира, поняла и признала, что ее будущее процветание зиждется на сотрудничестве со странами АТР. Роль России в мировой торговой системе с центром в северо-восточной Азии заключается в основном в поставках сырья и энергоресурсов.
Но в укреплении мощи России на Дальнем Востоке присутствует и политическая составляющая. Отчасти это вызвано стремлением Москвы к тому, чтобы ее голос громче звучал на региональных форумах. В частности, она хочет сохранить свои рычаги влияния на переговорах по экспортных соглашениям с Пекином, Токио и другими столицами. Москва не хочет выглядеть инертной и бездеятельной как Монголия, или изолированной как Австралия в отношениях с Китаем, и ее усилия по наращиванию военной мощи как раз и призваны это показать.
Более важно другое. Похоже, Путин и Медведев укрепляют позиции России на долгосрочную перспективу, и их конечная цель вполне может состоять в противодействии усилению Китая в регионе. Обе страны знают, что слабо заселенная Сибирь и Дальний Восток будут все больше привлекать к себе усиливающийся в военном отношении Китай, которому в огромных количествах нужны сырье и энергоресурсы.
А Сибирь может предложить многое из того, что нужно Китаю не только для поддержания экономического роста, но даже для удовлетворения основных жизненно важных потребностей как промышленно развитой страны – от нефти и газа до древесины и даже чистой воды. Вот лишь один пример. Согласно некоторым оценкам, к 2035 году китайский импорт нефти вырастет в четыре с лишним раза и составит 14 миллионов баррелей в день. А 65% перспективных месторождений российской нефти находится в Сибири, то есть, чуть севернее Китая. Там же сосредоточено 85% запасов природного газа страны.
А на всей сибирской территории, составляющей 9,6 миллиона квадратных километров и простирающейся от Урала до Камчатки, проживает всего 25 миллионов россиян. Таким образом, плотность населения там составляет менее трех человек на квадратный километр. Если поехать дальше, в Дальневосточный федеральный округ, то там население всего семь миллионов человек, или один человек на квадратный километр. А по другую сторону границы в северных провинциях Китая проживает 100 миллионов китайцев.
Официально на российском Дальнем Востоке проживает лишь 50000 китайцев. Но китайские коммерсанты уже контролируют там значительную часть торговли. С точки зрения геополитической перспективы можно с уверенностью говорить о том, что по мере сокращения российского населения китайское влияние в Сибири будет расти, и будущие китайские правительства вполне могут начать проявлять собственнические интересы к этому региону.
Это стимулирует наращивание российской военной мощи с упором на военно-морские силы, заставляет Москву утверждать свои права на небольшие территории и укреплять их оборону. Япония, которая никоим образом не угрожает российским интересам, является удобной отвлекающей мишенью в этой не особо изощренной битве теней между Россией и Китаем. Но признав растущие интересы Китая, Москва и Токио получат шанс для того, чтобы обсудить перспективы геополитической конъюнктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Япония также возлагает надежды на российские нефтегазовые ресурсы, в то же время внимательно наблюдая за ростом китайского интереса к арктическим морским путям, поскольку дорога туда идет через Японское море. Северный маршрут важен для торговли Китая с Европой, поскольку он идет в стороне от политически неспокойного Южно-Китайского моря. Но по мере роста китайского морского судоходства с российскими или европейским пунктами назначения Японию все больше будет тревожить то, что вслед за торговым судами потянутся корабли ВМС КНР. Россия также этим обеспокоена и стремится защитить свои тихоокеанские торговые пути от растущего военно-морского присутствия Китая.
В общем плане Япония будет с большой озабоченностью следить за возможным усилением китайского влияния на российском Дальнем Востоке и за попытками установления над ним прямого контроля. Такие перемены в существующем порядке вещей могут произойти случайно или в соответствии с заранее подготовленным планом, скажем, стать следствием нападения на китайских граждан в этом регионе. Такого рода экспансия создаст для Токио значительные проблемы в плане защиты своих северных районов, а также юго-западных островов, которые сегодня приобретают важное стратегическое значение после выхода в декабре новых Руководящих принципов программы национальной обороны.
Начало диалога с Россией о будущем ее тихоокеанских морских регионов может привести к расширению экономических отношений, и в связи с этим уменьшить российскую обеспокоенность по поводу китайского доминирования в торговле в Сибири, а также обеспечить заинтересованность Японии в сохранении статус-кво в этом регионе. Здесь могут сыграть свою роль и Соединенные Штаты Америки, причем не только путем расширения диалога с Токио по вопросам безопасности, но и за счет начала масштабной дискуссии с Москвой по вопросам стабильности на российском Дальнем Востоке. На данном этапе нет никаких препятствий и для вступления Пекина в этот зарождающийся диалог.
Кое-кто, в том числе, сами китайцы могут предположить, что Пекин никогда не пойдет на такие дестабилизирующие действия как экспансия в Сибири. Но столкнувшись с усиливающейся страной, нуждающейся в жизненно важных для нее ресурсах, которые находятся в безлюдном в основном регионе, Россия уже начинает действовать. И США, и Япония также должны задуматься над возможными потрясениями и дестабилизацией в северо-восточной Азии, если они не хотят, чтобы их застали врасплох, как уже бывало со многими странами в прошлом.
Майкл Ослин возглавляет отделение японистики в Американском институте предпринимательства (American Enterprise Institute) и является обозревателем WSJ.com.