В стандартный репертуар московских функционеров, занимающихся внешнеполитическими вопросами и проблемами безопасности, входит фраза о двух надежных союзниках России – армии и флоте. Однако попытки провести реформу вооруженных сил за счет профессионализации личного состава и модернизации систем вооружений наталкиваются на сложности, связанные с «третьим союзником», - российской оборонной промышленностью. Об этом говорится в докладе, который министр обороны Анатолий Сердюков недавно представил президенту Медведеву. В нем указаны причины провала программы поставок, в соответствии с которой вооруженные силы должны были в ускоренном темпе получить новые виды военной техники.
Сердюков попросил Медведева принять меры против руководства предприятий оборонного сектора. Руководители предприятий, в свою очередь, уже давно жалуются на губительную ценовую политику и плохую платежную дисциплину Министерства обороны. Эксперты говорят о том, что треть производящих вооружения предприятий, по сути, находится в состоянии банкротства. Кроме того, они указывают на то, что производительность труда в российской оборонной отрасли намного ниже, а фундаментальные исследования приносят намного меньше результатов, чем в развитых странах. Примерно две трети используемого на производстве оборудования являются устарелыми.
По данным из российских военных кругов, отставание в поставках продукции российской оборонной отрасли в последнее время стало столь значительным, что предполагавшийся график быстрой модернизации вооруженных сил уже давно стал макулатурой. Согласно действующему плану модернизации на период с 2007 по 2015 год, вооруженные силы должны получить пять тактических ракетных комплексов типа «Искандер», а также 116 новых боевых самолетов и 156 вертолетов. Помимо этого, предполагается передать в распоряжение военных 18 зенитно-ракетных комплексов C-400, двенадцать корветов и фрегатов, семь стратегических подводных лодок и шесть обычных субмарин. Но пока вооруженные силы России получили только одну систему «Искандер», 22 боевых самолета, 60 вертолетов, четыре установки С-400, два надводных корабля и одну стратегическую подводную лодку. Один из сотрудников Министерства обороны перечислил долги оборонной промышленности только за прошлый год: один корвет, три подводные лодки, три тренировочных самолета, а из 151 заказанных бронетранспортеров вооруженные силы получили только 78.
После провала старых планов заместитель министра обороны Владимир Поповкин представил общественности новую программу поставок современных вооружений. В соответствии с этой программой, до 2020 года на эти цели должно быть потрачено около 650 миллиардов долларов - в том числе на приобретение 600 новых самолетов, 80 боевых кораблей, 20 подводных лодок и 1000 вертолетов. Одним из главных элементов этих амбиционных планов является, с одной стороны, модернизация устаревших составных частей стратегической ядерной триады, состоящей из наступательных межконтинентальных ракет морского и наземного базирования, а также стратегических бомбардировщиков. С другой стороны, предусмотрена разработка систем раннего обнаружения в случае ракетного нападения. Что касается реорганизации российского оборонного сектора, которую специалисты считают одной из нескольких необходимых предпосылок для реализации этих планов, то пока никакой ясности в этом вопросе нет.