Один из аспектов, за которым мы наблюдаем в Stratfor в связи с политической борьбой в Ливии, такой: в Африке есть страны, которые в течение последних лет имели контакты с режимом Муаммара Каддафи – денежные отношения, торговые отношения, политические отношения – что теперь означают эти отношения, когда Каддафи встал в позицию обороны?
За последние несколько лет Каддафи серьезно принялся за Африку с целью использовать континент в качестве платформы для усиления своих позиций на международной арене. Он на самом деле хотел стать глобальным игроком, и это было существенное отличие от более ранних лет его правления, когда он держался скорее Ближнего Востока. Однако ближневосточные режимы, такие как Саудовская Аравия, пригляделись к Каддафи и фактически отвергли его в качестве равного.
Каддафи пытался продвигать свое влияние в Африке при помощи двух способов: первое – политическая включенность в различных странах, и второе – при помощи торговых инвестиций или денежных связей. В политическом смысле Каддафи имел успех в странах на своей южной границе, в регионе Сахель. Он играл роль посредника в спорах между правительствами этих стран и повстанцами. Там Каддафи имел политический успех.
В том, что касается торговых притязаний, Каддафи проявлял активность по всей территории до юга континента, и, вероятно, предпринимал эти усилия в надежде купить себе поддержку и по сути надеялся, что сможет получить ответные услуги. На поверхности эти торговые отношения состояли из акций крупных корпораций и компаний, которые приобрело ливийское инвестиционное агентство под названием Ливийская Арабо-Африканская инвестиционная компания, однако эти доли в глобальном масштабе были относительно малы. Акции режима Каддафи были порядка десятков миллионов, может быть, 100-200 миллионов долларов максимум.
Теперь нас интересует такой вопрос: теперь, когда Каддафи в Триполи близок к провалу, что будет происходить с этими африканскими странами, которые поддерживали тесные отношения с его режимом? Каддафи широко представлен в Африке в регионе Сахель, в Африке к югу от Сахары, однако, с другой стороны, у него нет властного влияния в этом регионе, или вообще где-либо в Африке. Определенно, правительства от Уагадугу до Нджамены и Хартума будут внимательно следить за тем, что происходит с Каддафи в Триполи, однако они в первую очередь будут беспокоиться о том, чтобы существование продолжили их собственные режимы.