Сейчас многие пытаются понять, что же руководило косоваром, который открыл огонь по автобусу с американскими военнослужащими во франкфуртском аэропорту, убив двух человек и ранив еще двух. Аналитики опасаются, что призывы террористов бить по уязвимым местам начали приносить плоды.
По словам аналитиков из спецслужб, лидеры радикалов уже не первый месяц убеждают своих последователей «не увлекаться» и не рисковать, пытаясь воплотить в жизнь запутанные планы, которые привлекают молодых террористов своим размахом, но на деле трудноосуществимы.
В среду президент Обама в ходе редкого для него незапланированного выступления перед журналистами с яростью заявил: «Мы не пожалеем усилий, чтобы выяснить, как произошло это злодеяние».
«Мы сделаем все возможное, чтобы помочь следователям предать в руки правосудия тех, кто ответственен за это трусливое нападение», - добавил официальный представитель министерства обороны Джефф Моррелл (Geoff Morrell).
Американские и немецкие власти в первые часы после стрельбы сообщили минимум подробностей. Они лишь подтвердили, что предполагаемому стрелку 20 с небольшим лет и что он оказался косоваром, живущим во Франкфурте и имеющим германский паспорт. Немецкая полиция заявила, что его имя – Ариф Ука (Arif Uka).
Огонь был открыт у интенсивно работающего терминала в аэропорту Франкфурта, в котором недавно были приняты дополнительные меры безопасности в связи с информацией о том, что неистовые исламские радикалы избрали своей мишенью Германию.
Тот факт, что американские солдаты только что прибыли из Англии и направлялись через аэропорт к новому месту службы, снижает вероятность того, что стрельба была вызвана, скажем, спором из-за женщины или из-за долга за наркотики, считает вице-президент по тактической разведке базирующейся в Остине (штат Техас) разведывательно-аналитической компании Stratfor Global Intelligence Скотт Стюарт (Scott Stewart).
Более того, перед тем как открыть огонь, стрелок якобы прокричал: «Аллах акбар».
С учетом этого власти, наверняка, уделят особое внимание возможным мотивам террориста. Известно, что некоторые террористы, в том числе, помогавшие планировать теракты 11 сентября, подверглись действию радикальной пропаганды именно в германских мечетях.
Кроме того, в последнее время радикалы часто призывают потенциальных террористов просто стрелять, не строя сложных планов. Первой заговорила об этом «Аль-Каида на Аравийском полуострове», посоветовав мусульманам «наносить простые удары там, где это возможно», рассказывает г-н Стюарт.
В этих кругах принято восхвалять майора Нидаля Малика Хасана (Nidal Malik Hasan) подозреваемого в убийстве 13 человек в 2009 году в ходе бойни на техасской военной базе Форт-Худ. «Прошлой весной “Аль-Каида” подхватила тему “простых ударов”. Ее представитель в Пакистане заявил: “Мы должны подражать майору Хасану”», - говорит Стюарт.
Террористы решили изменить стратегию после срыва нескольких терактов, в частности планировавшегося в 2007 году нападения на базу Форт-Дикс в штате Нью-Джерси, в подготовке которого участвовали несколько этнических албанцев. «Эти ребята оказались настоящими крамерами, - говорит Стюарт, сравнивая их с недотепой Крамером из сериала «Сайнфелд», - и сильно напортачили». «Они непременно хотели приобрести полностью автоматическое оружие, хотя легко могли бы наделать дел и с полуавтоматическим», - добавляет он. - В итоге власти США без труда разоблачили их ячейку».
Это был необычный случай, так как мусульмане-албанцы в целом склонны к умеренности, утверждает специалист по Юго-Восточной Европе Януш Бугайский (Janusz Bugajski), работающий в вашингтонском центре Стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). «Почти все известные мне албанские партии и организации» осудили ячейку из Нью-Джерси, подчеркивает он.
Пока не ясно, является ли стрелок из Франкфурта этническим албанцем.
Нападение на автобус с американскими военными, происшедшее в среду, соответствует призывам лидеров террористических организаций действовать проще. Можно также провести определенные параллели с январским терактом в зале прилета московского аэропорта, считающегося крупнейшим в России. «Они наносят удары по аэропортам так, чтобы для этого не приходилось прорываться через систему безопасности», - отмечает Стюарт.
От подобных угроз особенно трудно защититься, когда речь идет о террористе-одиночке, не входящем в крупную организацию, которая с большей вероятностью может привлечь внимание властей.
Тем не менее, существует возможность усилить наблюдение за аэропортами, так как потенциальным террористам обычно необходимо выбрать мишень. «На этой стадии они уязвимы и именно в этот момент их нужно отслеживать», - считает Стюарт.
В ближайшие недели новое правительство Косово, вероятно, будет в тесном сотрудничестве с представителями американской разведки работать над расследованием обстоятельств случившегося во Франкфурте. Д-р Бугайский считает это правильным. «Это станет для нас хорошей возможностью обеспечить получение более надежной информации с мест, - говорит он. – Если за этим стояли еще какие-то люди, необходимо будет убедиться в том, что их удалось полностью выследить».