General Motors, Ford Motor и их конкуренты на мировом рынке заигрывают с российскими автопроизводителями. Начать ритуал ухаживания их подтолкнуло введение в России новых правил, нацеленных на модернизацию местной устаревшей промышленности.
Часть завязывающихся партнерских отношений отражает давние связи между компаниями, но есть среди них и примеры новых контактов – такие, как предварительная договоренность о сотрудничестве, которую Ford заключил с российской фирмой «Соллерс».
О ней было объявлено 18 февраля - в тот же день, когда Fiat дал понять, что его переговоры с «Соллерсом» закончены. Таким образом, речь, вероятно, идет о результате тайных, спешно проходивших переговоров.
Российское правительство, стремясь модернизировать производство автомобилей и автокомплектующих в стране, требует от иностранных автопроизводителей выпускать больше продукции в России, чтобы иметь возможность получать налоговые льготы и добиваться снижения импортных пошлин.
Раньше для этого они должны были собирать в России по 25 000 автомобилей в год с уровнем локализации 30%. Теперь речь идет о, по меньшей мере, 300 000 автомобилей и 60% локализации.
Самый быстрый и дешевый способ нарастить производство и преодолеть этот порог – объединить силы с российским автопроизводителем, у которого есть неиспользуемые производственные мощности.
«Это выгодно обеим сторонам, - объясняет работающий в Москве руководитель автомобильной практики по России и бывшему Советскому Союзу Boston Consulting Group Эвальд Крайд (Ewald Kreid). – Российские игроки получают доступ к технологиям и возможность модернизировать свои заводы, а иностранные автопроизводители экономят на инвестициях» .
В России восстанавливаются продажи
Российские автопроизводители могут выпускать по полтора миллиона автомобилей в год, но даже в лучшие годы использовали этот потенциал лишь на 80 %, а во время глобального спада - только наполовину.
По словам Крайда, из всех рынков так называемых стран БРИК, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, российский «считается самым волатильным». Однако спрос на нем сейчас восстанавливается, в том числе и благодаря местной программе утилизации старых автомобилей.
За прошлый год продажи в России возросли на 30% и вернулись после 50-процентного падения в 2009 году на уровень 1,9 миллиона легковых автомобилей. В январе продажи выросли на 72%.
Boston Consulting прогнозирует, что рынок вернется к докризисному уровню трех миллионов автомобилей в год в 2013 году и вырастет до четырех миллионов к 2020 году. «Он не будет неуклонно расти, - полагает Крайд, - но останется для глобальных игроков ключевым стратегическим рынком».
Сейчас самый мощный альянс на рынке – это стратегическое партнерство между компанией Renault, штаб-квартира которой находится в Париже, и лидирующим российским автопроизводителем «АвтоВАЗ». Renault принадлежит 25 % акций АвтоВАЗа плюс одна акция, и премьер-министр Владимир Путин предложил французской компании увеличить пакет предположительно до 50%.
Исполнительный директор Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) заявил в феврале, что он надеется заключить сделку в этом году. Вместе Renault ее партнер Nissan Motor и «АвтоВАЗ» контролируют примерно 40% российского рынка.
В числе последних соглашений следует упомянуть договоренность между принадлежащей миллиардеру Олегу Дерипаске компанией «ГАЗ» и Volkswagen о производстве автомобилей в России.
«ГАЗ», второй по величине российский автопроизводитель, не один год – правда, с перерывами – вел переговоры с GM. Дерипаска, которому в прошлом принадлежала доля в GM, также договорился с американской компанией о выпуске модели Chevrolet Aveo.
GM может расширить производство
GM заявила на этой неделе, что она намерена преодолеть установленный порог и начать собирать в России до 350 000 автомобилей в год.
У компании есть в Санкт-Петербурге завод, который способен выпускать 60 000 автомобилей в год. GM может либо повысить производительность, либо объединить силы со своим местным партнером «Автотор», считает Эва Рут (Ewa Root), аналитик IHS Automotive из Лондона. Калининградская компания «Автотор» сейчас переходит от отверточной сборки автомобилей к полной сборке.
По словам Уоррена Брауна (Warren Browne), бывшего высокопоставленного сотрудника GM, раньше возглавлявшего российское отделение компании, а сейчас занимающегося консалтингом, «АвтоВАЗ», «ГАЗ» и «Соллерс» принадлежат крайне влиятельным в России людям. Владелец «Автотора» Владимир Щербаков, бывший при Михаиле Горбачеве первым вице-премьером, также считается весьма уважаемой фигурой.
Таким образом, эти сделки позволяют автопроизводителям не только сэкономить на инвестициях, но и вступить в политический союз с сильными российскими игроками, полагает Браун.