Исламистский сепаратизм на Северном Кавказе расширяет границы своего действия, перекидываясь на другие российские регионы.
В феврале сразу на нескольких исламистских сайтах появилось видео-обращение находящегося в розыске Доку Умарова, который призывал расширить границы ведения священной войны - джихада - с Северного Кавказа в центр страны.
За последний год возросло количество нападений и атак террористов-смертников на Северном Кавказе. В основном, в Чечне, где прошло две войны за последние 15 лет, в Ингушетии, Дагестане.
Региональные мусульманские лидеры и сепаратисты ведут борьбу между собой, обвиняя друг друга в преступлениях и лжи. После многолетнего подавления религии во время Советского Союза мусульманство сблизило противоборствующих, что привело к строительству новых мечетей, спонсируемых государством паломнических поездок в Мекку и раздувания интереса к арабскому языку.
Александр Черкасов, сотрудник правозащитного центра «Мемориал», работающий на Кавказе более 15 лет, считает, что если сепаратисты лишь продолжали 200-летнюю войну за отделение от России, теперь же они подвержены влиянию ваххабизма, который призывает к борьбе со всеми врагами ислама.
«Многие корни были пущены именно на этой земле. Коррупция привела многих к поиску ответо в так называемом «настоящем» исламе, но политический ислам играет определенную роль, благодаря денежным вливаниям», - заявил Черкасов агентству Reuters.
Связи с Аль-Каидой
Ранее в феврале Россия заявила, что войска уничтожили в Дагестане одного из руководителей Аль-Каиды, египтянина Махмуда Мухаммеда Шаабана. ФСБ заявило, что именно он спланировал несколько террористических атак.
Несколько веб-сайтов охарактеризовало видео сепаратистов как протест «мучеников», что невозможно было себе представить пять лет назад. Обычно эти группы «мучеников» состоят из местных мужчин, выступающих под кавказскими флагами и распевающих на арабском языке молитвы перед выполнением заданий.
За последний год поддержку Доку Умарову и другим кавказским командирам высказал ментор Аль-Каиды, иорданский шейх Абу Мохаммадаль Аль-Макдиси (Abu Mohammad al-Maqdisi). Согласно отчетам разведслужбы США, Макдиси является главным вдохновителем джихада среди таких исламистских лидеров, как Усама Бен Ладен и Айман Аль-Захари(Osama bin Laden and Ayman al-Zawahri).
В открытом письме Умарову в прошлом году, которое было опубликовано на многих исламистских сайтах, Макдиси выражал свою солидарность, поддержку и опеку муджахедам Кавказа. Александр Тихомиров, лидер сепаратистов, который переименовал себя в Саида Бурятского в честь родного восточного региона Сибири – Бурятии, много лет тренировался в Египте, где он выучил арабский и изучил тактику ведения священной войны.
Бурятский взял на себя ответственность за организацию крупнейшего террористического акта на Северном Кавказе за последние четыре года: террорист-смертник убил 20 человек, 138 были ранены в полицейском участке в Ингушетии.
Кристофер Лангтон из Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), который расположен в Лондоне, заявил Reuters, что джихад на Кавказе подкрепляется средствами из Афганистана и Ближнего Востока через многочисленные исламские фонды, путем незаконного ввоза и торговли.
КГБ, теперь носящее название ФСБ, давно заявляло, что сепаратисты тесно связаны с Аль-Каидой, но политики долгое время отрицали этот факт.
«Мы вычислили огромные финансовые потоки из Афганистана и Пакистана», - заявил Сергей Гончаров, глава группы ветеранов КГБ.
Тактика изоляции
Критики политики Кремля заявляют, что правительство винит Аль-Каиду в заметании следов своей части вины за бедность и коррупцию в регионе, что также вдохновляет молодежь обращаться к экстремизму.
«Москва заинтересована в том, чтобы отделить Северный Кавказ от остальной России», - считает Глен Ховард, президент базирующегося в Вашингтоне фонда Jamestown Foundation.
Региональные лидеры иногда отвечают за свои действия
Чеченский лидер Рамзан Кадыров, которого поддерживает Кремль, заявляет, что в его республике осталось менее 30 сепаратистов. Он также обвинил западные страны в финансировании сепаратизма, а также в стремлении разделить весь регион.
Ингушский лидер Юнус-Бек Евкуров уверен, что бедность является главной проблемой Северного Кавказа.
За последние два года произошел резкий скачок в количестве нападений со смертельным исходом на Северном Кавказе, с 40 в январе 2008 года до 140 в августе 2009, согласно данным вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.
Существуют опасения, что исламистский экстремизм может перекинуться на другие регионы России, где проживает около 20 миллионов мусульман, большая половина которых живет за пределами Кавказа.
Пол Куин-Джадж (Paul Quinn-Judge), работающий в International Crisis Group, предупреждает, что насилие лишь возрастет. «Сепаратисты пытаются расширить территории ведения священной войны».