Укрывшийся в Триполи ливийский лидер Муаммар Каддафи может несколько перевести дух, вспоминая о полученной им из-за границы поддержке: Уго Чавеса из Венесуэлы, Даниэля Ортеги из Никарагуа, Фиделя Кастро с Кубы. Кроме того, на его сторону встали президент Белоруссии Александр Лукашенко и лидер православного направления пропутинского молодежного движения «Наши» Борис Якеменко.
45-летний Якеменко является одним из главных идеологов движения, которому, по информации деловой газеты «Ведомости», Кремль за последние три года выделил 12 миллионов евро. Задача «Наших» заключается в том, чтобы противодействовать возникновению протестных настроений среди российской молодежи. Как глава православного течения внутри «Наших» Якеменко является своего рода духовным авторитетом. Не согласившись довольствоваться одним лишь креслом в Общественной палате (Кремль создал эту фальшивку, чтобы установить «связь» между властями и обществом), он преподает историю студентам расположенного на юго-западе Москвы Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
21 февраля профессор-патриот рассыпался в похвальбах в адрес вождя ливийской революции и его методов борьбы с народным волнением. «Лидер Ливии полковник М.Каддафи показал всему миру, как нужно обходиться с провокаторами, которые стремятся к перевороту, дестабилизации и гражданской войне. Он начал их уничтожать. Ракетами и всем, что есть в его распоряжении. И это самый верный путь к прекращению применений американских «революционных» технологий. (...) Молодец полковник Каддафи. Всем бы так», - написал он в своем блоге.
«Наши», которые уже провели идеологическую подготовку 20 000 молодых людей в лагере на озере Селигер (Тверская область) летом 2010 года, питают слабость к авторитарным режимам. Борис тоже не исключение. Ему нравится давать уроки американским врагам: «Не следует забывать, что умирать за Аллаха мусульмане умеют. Тут есть за кого умирать. А вот за свой комфорт, за стиральные машины, драндулеты и уютные домики, купленные в кредит, американцы умирать не станут. Кто победит – вопрос риторический».
Идеологу не удалось проявить себя настоящим православным христианином: он не готов подставить вторую щеку, а в случае угрозы для «вертикали власти» открыть огонь по толпе, как он считает, верное решение. Тем более, что «арабские революции» завезены извне. Их, понятное дело, сфабриковали Вашингтон и Google, заявил недавно Игорь Сечин, второе лицо в российском правительстве.
Подавленная произошедшими событиями российская элита прибегла к теории заговора для объяснения войны на Кавказе и арабских революций. Так, сенатор и член Совета безопасности страны Александр Торшин заявил по радио, что за терактом в «Домодедово» (24 января, 37 погибших) стоит Грузия. Затем спецпредставитель президента на Кавказе Александр Хлопонин увидел турецко-американский след в убийстве трех московских лыжников в Кабардино-Балкарии (один из находящихся под его надзором регионов на юге России). Наконец, депутат Евгений Федоров обвинил оппозиционера Бориса Немцова в том, что тот получает деньги из американского бюджета.
«Конспирология может порождать навязчивые идеи, но может быть и вполне рациональной. С ее помощью можно решать задачи. Она — универсальное оружие, набор железных аргументов, работающих всегда. Они удобны, как ключи, которые подходят к любой двери», - написал 25 февраля Михаил Фишман в газете «Ведомости».
В этой небольшой игре «Наши» могли лишь повышать ставки. В результате эскапада Бориса Якеменко поставила в неудобное положение многих официальных лиц. Получается, он перешел в оппозицию? Отнюдь нет, он просто неправильно выбрал время. Несколько дней спустя, 25 февраля, президент Дмитрий Медведев заявил, что не одобряет методы ливийской власти. «Анонимный источник» в администрации (других, кстати говоря, здесь и не бывает) позднее уточнил, что у главы государства с самого начала было отрицательное отношение к действиям ливийского лидера.
Нужно было говорить раньше! В результате «Нашим» пришлось убрать статью со своего сайта, тогда как ее автор выпустил «смягченную» версию в свете «новых мыслей». Однако у Кремля есть несколько столпов, и основным ориентиром для «Наших» служит Владимир Путин, бывший президент и нынешний премьер-министр, чью кандидатуру мы, скорее всего, увидим на выборах 2012 года. Сам «национальный» лидер не стал выдвигать четкой позиции относительно кризиса в Северной Африке. Воздержавшись от осуждения диктаторов, он выразил свою обеспокоенность насчет прихода к власти «радикальных групп».
Россияне же относятся к революциям с традиционным недоверием. Как подчеркивает академик Юрий Пивоваров, «Иваном Грозным, Петром Великим и Сталиным восхищаются, тогда как об Александре II почти забыли». Прозванный «царем-освободителем» Александр II избавил российских крестьян от крепостной зависимости 3 марта 1861 года (если точнее, то 19 февраля по юлианскому календарю, от которого отказались в 1918 году). Полтора века спустя это событие, которое так и не стало официальным праздником, прошло практически незамеченным. Решительно, академик прав: «Страна предпочитает тиранов освободителям».